Виртуальная выставка "Анна Ахматова. Портрет эпохи"

20 июня 2024

Виртуальная выставка "Анна Ахматова. Портрет эпохи"

"В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещеньи – Анна…"

Творчество этой поэтессы оставило глубокий след в истории литературы, её произведения и сегодня издаются, читаются, изучаются в школах и переводятся на многие языки мира. Её жизнь была наполнена разными, в том числе и трагическими, событиями. Она стала свидетелем смены эпох, пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда.

23 июня 2024 года исполняется 135 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, одного из самых ярких поэтов Серебряного века, переводчика, литературоведа, общепризнанного классика русской и мировой литературы ХХ века.  Произведения Анны Ахматовой всегда были привлекательны не только для любителей поэзии, но и служили «источником света» для следующих поколений поэтов. Из воспоминаний Иосифа Бродского: «Ахматова была человеком чрезвычайно высокого профессионализма. Больше всего её интересовало, говорит ли поэт, говорит ли поэзия, русская поэзия, языком своего времени. Одна из похвал, которые ей представлялись наиболее высокими, была фраза: "Такого по-русски еще не было".

К.С. Петров-Водкин (1878-1939) «Портрет А.А. Ахматовой». 1922. Холст, масло (https://rusmuseumvrm.ru) Анна Ахматова родилась в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина, инженера-механика военно-морского флота, капитана 2-го ранга в отставке Андрея Антоновича Горенко. Она писала об этом так: «Я родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом». Через год после её рождения семья переехала в Царское Село, с которым связаны все детские воспоминания Ахматовой. Няня водила девочку гулять в Царскосельский парк, обучала светскому этикету, Аня училась читать по азбуке Льва Толстого, а французский язык выучила ещё в раннем детстве, посещая уроки старшего брата и сестры.

К.С. Петров-Водкин (1878-1939) «Портрет А.А. Ахматовой». 1922. Холст, масло (https://rusmuseumvrm.ru)

Увлечение литературой и поэзией началось у Анны Андреевны с детства. Первое стихотворение она сочинила в 11 лет и с тех пор до конца жизни не переставала заниматься поэзией. Её отец опасался, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте будущая поэтесса взяла себе творческий псевдоним — Ахматова: «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой. Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы…»  Её первые произведения были напечатаны в 1911 году в газетах и журналах, а через год вышел первый сборник стихов «Вечер». Несмотря на маленький тираж, он стал заметным явлением в русской поэзии, а изданная через два года книга «Чётки», переведённая на иностранные языки, только укрепила место А.А. Ахматовой на русском поэтическом Олимпе.

С середины 1920-х для Анны Ахматовой наступают тяжёлые времена. Она находится под пристальным вниманием Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). Произведения Ахматовой не печатают, первый муж поэт Николай Степанович Гумилёв, с которым она развелась в 1918 году, был расстрелян. В тридцатые годы ХХ века муж поэтессы историк искусства Николай Николаевич Пунин и сын Лев Гумилёв были арестованы, и Анна Андреевна много времени проводила возле тюрьмы «Кресты»: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): «А это вы можете описать?» И я сказала: «Могу». В это время А.А. Ахматова написала поэму «Реквием», посвященную жертвам репрессий.

Фотография Николая Гумилева и Анны Ахматовой с сыном Львом. Фотограф Л.С. Городецкий. Царское Село. 1915 год (https://www.litfund.ru)

Фотография Николая Гумилева и Анны Ахматовой с сыном Львом. Фотограф Л.С. Городецкий. Царское Село. 1915 год (https://www.litfund.ru)

Война застала Ахматову в Ленинграде. С началом войны она стала одной из немногих женщин-бойцов пожарной команды, выполняя мужскую работу наравне с другими жителями города. Из воспоминаний поэтессы Ольги Берггольц об Анне Ахматовой в первые месяцы блокады: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома, под клёном, воспетым ею в «Поэме без героя». И все эти суровые месяцы, проведенные в блокадном Ленинграде, Анна Ахматова не переставала писать, и её стихи передавали по Ленинградскому радио. В июле 1941 года в радиоэфире прозвучала «Клятва» – одно из самых известных стихотворений поэтессы военных лет.

Осенью 1941-го года тяжело больную Анну Андреевну вывезли на самолете из осаждённого Ленинграда в Москву, затем эвакуировали в Среднюю Азию, в город Ташкент. Там она выступала в госпиталях, читала стихи раненым солдатам и жадно ловила вести о родном Ленинграде.  В 1944 году Ахматова вернулась в разорённый войной, но уже свободный город, который она в одном их своих стихотворений назвала «Великомученик Ленинград».

Анна Андреевна Ахматова - один из самых талантливых поэтов ХХ века (она не любила, когда её называли «поэтессой», и предпочитала слово «поэт»), но её судьба была наполнена трагическими моментами: цензура, травля, замалчивание на протяжении десятилетий, постановление секретариата ЦК ВКП(б) 1946 года об исключении Анны Ахматовой из Союза писателей СССР и восстановление через пять долгих лет. Широкое признание творчество Анны Ахматовой получило только в 60-е годы ХХ века. Она стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную награду «Этна-Таормина» в Италии, Оксфордский университет присвоил ей степень почётного доктора литературы. Её сравнивали с Сапфо — древнегреческой поэтессой и музыкантом, включённой в канонический список Девяти мировых лириков.

В 1955 году Литфонд Союза писателей СССР предоставил Ахматовой скромный деревянный дом в посёлке Комарово под Ленинградом. Дом, который поэтесса называла «Будкой», вскоре стал центром притяжения творческой интеллигенции. В нём бывали Дмитрий Лихачёв, Фаина Раневская, Александр Прокофьев, Натан Альтман, Лидия Чуковская и многие другие. Часто приезжали молодые поэты, в том числе будущий Нобелевский лауреат Иосиф Бродский.

Дом А.А. Ахматовой в посёлке Комарово Курортного района города Санкт-Петербурга (https://litusadba.imli.ru)

Дом А.А. Ахматовой в посёлке Комарово Курортного района города Санкт-Петербурга (https://litusadba.imli.ru)

Болезнь заставила Анну Ахматову в феврале 1966 года переехать в подмосковный кардиологический санаторий, в марте она ушла из жизни. Поэтессу похоронили на Комаровском кладбище. «Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой» (из воспоминаний профессора-слависта Н.А. Струве).

Памятник в виде тюремной стены с оконцем для передач, возле которой простаивала в длинных очередях А.А. Ахматова, собственноручно выложенный из камня её сыном Львом Николаевичем Гумилёвым.  Сейчас на месте окна находится барельеф с портретом Анны Андреевны, а рядом – металлический крест, сделанный по заказу Л.Н. Гумилёва в псковских мастерских народного промысла (https://www.citywalls.ru)

Из всех видов искусств, кроме поэзии, наиболее близкой и понятной для Анны Ахматовой была живопись, которая «хранила в себе поистине огромное богатство». Но для Ахматовой были важны также архитектура, скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство. Античность, Древний Египет, византийская и русская иконопись, итальянское искусство эпохи Возрождения — все это были истоки, питавшие творчество Ахматовой. Анна Андреевна читала и переводила книги по искусству, посещала экспозиции музеев и знала особенности архитектуры Петербурга, Москвы, Парижа, Рима, Лондона, Таллина, Вильнюса и других городов мира. Интерес Ахматовой к мировой культуре был не случаен: воображение и интуиция давали ей возможность воссоздавать целостный художественный мир, где прошлое было так же живо и актуально, как и настоящее.

На сегодняшний день известно более двухсот живописных, графических, скульптурных и даже мозаичных портретов Анны Ахматовой, выполненных её современниками, профессиональными живописцами и художниками-любителями. Ахматова обладала ярким стилем, мощным обаянием, и те несовершенства внешности, которые для других женщин стали бы источником трагедии, сделала своим фирменным знаком. Чеканный профиль, нос с горбинкой, прямая челка, королевская осанка – её образ узнаётся на работах всех мастеров изобразительного искусства. Но есть что-то неуловимое, изменчивое, что всегда словно ускользает от художников. И загадка Анны Ахматовой так и остаётся неразгаданной.

А. Модильяни (1884-1920) «Фигура Ночи». 1911. Бумага, карандаш. (https://www.tretyakovgallery.ru)Ю.П. Анненков (1889-1974) «Портрет А.А. Ахматовой». 1921. Бумага, печать (https://www.rusimp.su)

А. Модильяни (1884-1920) «Фигура Ночи». 1911. Бумага, карандаш. (https://www.tretyakovgallery.ru)
Ю.П. Анненков (1889-1974) «Портрет А.А. Ахматовой». 1921. Бумага, печать (https://www.rusimp.su)

Н.И. Альтман (1889-1970) «Портрет А.А. Ахматовой». 1915. Холст, масло (https://rusmuseumvrm.ru)М.В. Лянглебен (1925-?) «Анна Ахматова». 1964. Бумага, автолитография (http://ahmatova.niv.ru)

Н.И. Альтман (1889-1970) «Портрет А.А. Ахматовой». 1915. Холст, масло (https://rusmuseumvrm.ru)
М.В. Лянглебен (1925-?) «Анна Ахматова». 1964. Бумага, автолитография (http://ahmatova.niv.ru)

Б. Анреп (1883-1969) Серия напольных мозаик «Современные добродетели» в вестибюле Лондонской Национальной галереи. Медальон «Сострадание». 1952 (https://angliya.com)Н.Я. Данько (1892-1942), Е.Я. Данько (1897-1942) «Фигура А. Ахматовой (поэтессы)». 1924. Фарфор, роспись надглазурная (https://rusmuseumvrm.ru)

Б. Анреп (1883-1969) Серия напольных мозаик «Современные добродетели» в вестибюле Лондонской Национальной галереи. Медальон «Сострадание». 1952 (https://angliya.com)

Н.Я. Данько (1892-1942), Е.Я. Данько (1897-1942) «Фигура А. Ахматовой (поэтессы)». 1924. Фарфор, роспись надглазурная (https://rusmuseumvrm.ru)

Все изображения Анны Ахматовой имеют документальную ценность: некоторые передают внешний облик поэтессы, на некоторых зафиксировано её внутренне состояние и взаимоотношения с художником. Есть случаи, когда изображение интересно не столько как портрет Ахматовой, сколько как зарисовка времени. Портреты Анны Андреевны Ахматовой входят в собрания многих музеев России. В коллекции Республиканского музея изобразительных искусств также находятся графические и скульптурные произведения, в которых запечатлён образ А.А. Ахматовой, а также иллюстрации к её стихотворениям.

А.З. Давыдов (1923-2009) «Анна Ахматова». 1983. Бумага, автолитография (https://rmii.ru)Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Анна Ахматова». 2001. Металл, литье (https://rmii.ru)

А.З. Давыдов (1923-2009) «Анна Ахматова». 1983. Бумага, автолитография (https://rmii.ru)
Г.П. Медведева (1949 г.р.) «Анна Ахматова». 2001. Металл, литье (https://rmii.ru)

Заслуженный художник Российской Федерации Анатолий Захарович Давыдов считается одним из самых талантливых отечественных портретистов. Художник создал серию литературных портретов в разных техниках: литография, офорт, живопись. В 70-80 годах ХХ века А.З. Давыдов создавал литографии и живописные портреты, на которых изобразил «музу плача» А.А. Ахматову.

В скульптурной композиции «Анна Ахматова», созданной заслуженным художником Российской Федерации Галиной Петровной Медведевой, в высокой стройной фигуре поэтессы чувствуется значительность, и в то же время уязвимость. Облик Ахматовой, воплощенный скульптором в металле, перекликается с описанием известного русского писателя и поэта К.И. Чуковского: «…в её глазах, в осанке, и в её обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость «царственная», монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».

А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия «Ахматова». «В садах лицея». 1990. Бумага, ксилография (https://rmii.ru)А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия «Ахматова». «Маска». 1988. Бумага, ксилография (https://rmii.ru)

А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия «Ахматова». «В садах лицея». 1990. Бумага, ксилография (https://rmii.ru)
А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия «Ахматова». «Маска». 1988. Бумага, ксилография (https://rmii.ru)

Мастер гравюры, народный художник Российской Федерации Александр Сергеевич Бакулевский создал серию иллюстрации для сборника «Современники. Анненский. Ахматова. Пастернак. Цветаева». Известный искусствовед Л.А. Кувшинская написала об этом так: «Одним из лучших в цикле является портрет Анны Ахматовой. Драма человеческой судьбы и непокорность таланта несправедливому времени потребовали крупной, точнее монументальной синтезированной формы». Образ Анны Ахматовой, созданный Бакулевским, невольно заставляет зрителей любоваться этой великой женщиной, почувствовать, с каким трепетом работал мастер, увидеть, как ему было больно переосмысливать судьбу поэта, для которого счастливый серебряный век сменился веком потрясений и потерь.

Анна Ахматова, познавшая репрессии и смерти самых близких людей, любила жизнь во всём её многообразии. «Когда я писала стихи, — вспоминала поэтесса, — я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей родины. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Анна Андреевна оставила потомкам множество работ, посвящённых исследованиям творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, литературные воспоминания о современниках. Известный писатель и поэт К.И. Чуковский в своей книге «Современники: Портреты и этюды» пишет от Анне Андреевне Ахматовой, с которой дружил много лет, так: «Приметы этой редкостной породы людей: повышенная восприимчивость к музыке, поэзии и живописи, тонкий вкус, безупречная правильность тщательно отшлифованной речи, чрезмерная (слегка холодноватая) учтивость в обращении с посторонними людьми, полное отсутствие запальчивых, необузданных жестов, свойственных вульгарной развязности».