Виртуальная выставка "Эхо войны и память сердца", посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне (часть 1)

5 мая 2025

Виртуальная выставка "Эхо войны и память сердца", посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Часть 1. Эхо войны. Бессмертные символы Великой войны

«…Идёт война народная,
Священная война!»
(В.И. Лебедев-Кумач, 24 июня 1941 года)

В истории человечества есть множество символов, сыгравших особую роль в военных действиях и ставших путеводными звёздами, незримой защитой и залогом победы. Великая Отечественная война длилась почти четыре года и стала самым крупным вооружённым столкновением в истории человечества. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Сохранить память о подвиге народа, который своим единством, сплочённостью, трудолюбием, самоотверженностью, невероятной любовью к Родине обеспечил своим потомкам мир, свободу и независимость, помогают символы священной войны. В коллекции Республиканского музея изобразительных искусств и Государственного Русского музея находятся произведения российских и марийских мастеров изобразительного искусства, на которых изображены основные символы Великой войны.

В первый день войны, 22 июня 1941 года, художник Ираклий Тоидзе создал пронзительный образ Родины-матери, на защиту которой поднялось всё население нашей страны. Идея плаката пришла к художнику в тот момент, когда его жена, услышав по радио сообщение о начале войны, вбежала в его мастерскую с возгласом: «Война!». Выражение лица Тамары Тоидзе вдохновило художника на создание плаката «Родина-мать зовёт!». Перед зрителем предстаёт собирательный образ женщины-матери, но мастер постарался передать выражение лица и жест своей супруги. Плакат был готов к утру, через пять дней был напечатан первый тираж - более миллиона экземпляров, затем 5 миллионов допечаток. Вскоре плакат увидела вся страна: он был расклеен на вокзалах, сборных пунктах, в общественных учреждениях и просто на заборах. Позже типографии выпустили репродукции плаката размером чуть меньше почтовой открытки. Изображение Родины-матери стало настолько популярным, что фронтовики часто хранили его в нагрудных карманах рядом с партийным или комсомольским билетом, рядом с фотографией матери. Для музеев Ираклий Моисеевич создал авторские повторения этого плаката, оригинал хранится в Третьяковской галерее.

И.М. Тоидзе (1902-1985) «Родина-мать зовёт!». 1941. Бумага, хромолитография (из коллекции Государственного Русского музея

И.М. Тоидзе (1902-1985) «Родина-мать зовёт!». 1941. Бумага, хромолитография (из коллекции Государственного Русского музея г. Санкт-Петербурга https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/engraving/gr.pl.-2299/index.php)

Ещё один символ Великой Отечественной войны – письмо-треугольник, который совмещал в себе лист с текстом и конверт. Письмо писали на одной стороне листа, затем сворачивали особым образом, так что получался треугольник, на внешней стороне которого писали адрес и имя того, кому оно предназначалось. В военных условиях не нужно было тратить клей, бумагу, человеческий труд на производство конвертов, а сэкономленные деньги можно было потратить на производство патронов, гранат, автоматов и военной техники. Кроме того, треугольники были компактными, что облегчало труд почтальонов, а благодаря способу складывания письма не разворачивались во время транспортировки. При необходимости письмо, сложенное таким образом, можно было вскрыть, а после проверки военной цензурой свернуть обратно* (*больше информации о письмах военных лет в виртуальной выставке "Между строчек Великой войны").

В письмах военных лет был не только рассказ об армейских и тыловых буднях, но и поэтические строки, лирические исповеди, нежные чувства и ласковые слова, которых так не хватало людям во время войны. Военный корреспондент газеты «Красноармейская правда» Алексей Сурков в конце ноября 1941 года после тяжёлого фронтового дня под городом Истра отдыхал с сослуживцами в землянке и, глядя на горящие поленья в солдатской железной печурке, сочинил стихотворение. Письмо-треугольник с поэтическими строчками он отправил своей жене Софье и даже не думал о том, что это стихотворение станет песней "В землянке". Её исполняли солдаты и офицеры, знаменитые певцы и известные творческие коллективы. Эта песня и сегодня любима народом.

А.С. Бакулевский (1936-2021) "Землянка". Триптих "Солдатское письмо". 2005. Бумага, черная акварель (https://rmii.ru)Письмо Алексея Суркова со стихотворением "В землянке" (https://histrf.ru/read/articles/v-zemlyanke-istoriya-odnoy-pesni)

А.С. Бакулевский (1936-2021) «Землянка». Триптих «Солдатское письмо». 2005. Бумага, черная акварель (https://rmii.ru)
Письмо Алексея Суркова со стихотворением «В землянке» (https://histrf.ru/read/articles/v-zemlyanke-istoriya-odnoy-pesni)

Песня «В землянке» вместе с песнями «Священная война», «Катюша», «Тёмная ночь», «День Победы» стала одним из символов Великой Отечественной войны и Победы.

 

Песни военных лет: https://predanie.ru/bez-avtora/pesni-velikoy-pobedy-sbornik-pesen-o-voyn...

Одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны считается советский танк Т-34. Он заслужено пользовался любовью солдат и офицеров Красной Армии и стал лучшей боевой машиной мирового танкового парка. К началу войны началось серийное производство Т-34, было выпущено более 30 тысяч единиц. Благодаря сочетанию мощной брони, высокой манёвренности и мощного вооружения его появление на полях сражений производило настоящий фурор. Танк Т-34 был предельно простым в производстве, эксплуатации и ремонте. Его надёжность, низкая стоимость и возможность массового производства на любом машиностроительном заводе стали залогом успеха использования танка в боях Великой Отечественной войны. На ежегодном Параде Победы танк Т-34 занимает почётное место — возглавляет колонну тяжёлой техники.

Танки Т-34 активно использовались по всей линии фронта, но особенно впечатляет их роль в Сталинградской битве. Враг подошёл вплотную к цехам Сталинградского тракторного завода, на котором в военные годы производили Т-34, и танки прямо с конвейера шли в бой, а механиками-водителями часто были сами рабочие завода. Почётный художник Студии военных художников имени М.Б. Грекова, ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы Пётр Иванович Баранов с документальной точностью изобразил танк Т-34 в своей работе «Сталинград. Победа».  Художник был офицером сапёрных войск и в минуты отдыха между боевыми заданиями делал карандашные зарисовки. После войны Пётр Иванович создал серию автолитографий, посвящённую городам-героям, в числе которых Сталинград и Севастополь.

П.И. Баранов (1914-2000) «Сталинград. Победа». Серия «Сталинградская битва». 1970. Бумага, линогравюра

П.И. Баранов (1914-2000) «Сталинград. Победа». Серия «Сталинградская битва». 1970. Бумага, линогравюра (https://rmii.ru)

Не менее яркий и узнаваемый символ Великой войны - многозарядная реактивная система залпового огня БМ-13, известная всем как "Катюша". Первое боевое применение «Катюши» произошло 14 июля 1941 года, когда батарея реактивных миномётов под командованием капитана Ивана Флёрова произвела два залпа из семи пусковых установок по железнодорожной станции Орша по скоплению вражеских войск, военной техники и боеприпасов. В результате железнодорожный узел был стёрт с лица земли. Батареи реактивных установок действовали на самых ответственных участках фронта. Это орудие было способно не только поражать живую силу и технику противника, но и оказывало серьёзный психологический эффект: "…у русских появилось невиданное реактивное оружие… На том месте, где лёг залп, мгновенно плавится железо и горит земля…". За характерный звук летящих снарядов немцы называли БМ-13 "Сталинский оргАн" или "Гнев Божий".

В 1944 году на фронте появилась новая система БМ-31-12, вооружённая более мощными реактивными снарядами. Бойцы назвали новую установку «Андрюша» и шутили, что у «Катюши» появился братец. Боевое крещение «Андрюши» состоялось 17 июля 1944 года в районе села Налючи Новгородской области. Красная Армия активно применяла эту установку на заключительном этапе Великой Отечественной войны, в том числе и в городских боях для поддержки штурмовиков.

Ф.Ф. Махонин (1929-2016) «Залпы «Катюши» и цивильные немцы». Из цикла "Русские в Берлине". 1980. Бумага, линогравюра

Ф.Ф. Махонин (1929-2016) «Залпы «Катюши» и цивильные немцы». Из цикла "Русские в Берлине". 1980. Бумага, линогравюра (https://rmii.ru)

Четырежды Герой Советского Союза, маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков остался в истории как один из главных творцов Победы в Великой Отечественной войне. Он имел редкий дар полководца и аналитический ум, который мог на сто ходов вперёд просчитать действия вражеской армии. Жуков умел не просто побеждать, его победы были сокрушительными. Для русских людей Георгий Жуков стал одним из символов Победы, его называли "народный маршал" и "маршал Победы".

В живописном наследии ветерана Великой Отечественной войны Анатолия Сергеевича Пушкова портрет маршала Георгия Константиновича Жукова занимает особое место. Художник создал образ прославленного полководца, сосредоточив внимание на его волевом и энергичном лице. Маршал Победы изображён без привычных наград на фоне взятого с боями Берлина. Это потом будет подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и легендарный Парад Победы на Красной площади. А сейчас перед нами предстаёт образ человека, за плечами которого – трудная работа солдата.

Заслуженный деятель искусств РСФСР Пётр Иванович Котов создал портрет Г.К. Жукова в то время, когда тот исполнял обязанности главнокомандующего группой советских войск и возглавлял советскую военную администрацию в Германии. Маршал позировал художнику шесть сеансов по полтора часа. Образ «маршала Победы» на портрете кисти П.И. Котова воссоздан с особой психологической глубиной и проникновением в характер, а строгая ясная композиция и сдержанная живопись передают сосредоточенный и выразительный облик легендарного военачальника.

А.С. Пушков (1920–1983) «Г.К. Жуков». 1978. Холст, маслоП.И. Котов (1889-1953) «Портрет Г.К. Жукова». 1945. Холст, масло

А.С. Пушков (1920–1983) «Г.К. Жуков». 1978. Холст, масло (https://rmii.ru)

П.И. Котов (1889-1953) «Портрет Г.К. Жукова». 1945. Холст, масло (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-6446/index.php)

Георгий Константинович Жуков был награждён двумя орденами "Победа". Орден был учрежден 8 ноября 1943 года как особая награда для высших военачальников и является ещё одним важным символом Великой Победы. Его создали для того, чтобы отметить исключительные заслуги командующих, чьи действия кардинально изменили ход войны в пользу Советского Союза. Орден «Победа» был вручен всего 20 раз, что подчёркивает его исключительность и высочайшее значение.

Орден «Победа» (https://victorymuseum.ru/about/museum-collection/numismatics/orden-pobeda/)Мемориальная доска с именами кавалеров Ордена «Победа» в Большом Кремлёвском дворце города Москвы (https://zvezdaweekly.ru/news/20186201015-Rlv1K.html)

Орден «Победа» (https://victorymuseum.ru/about/museum-collection/numismatics/orden-pobeda/)

Мемориальная доска с именами кавалеров Ордена «Победа» в Большом Кремлёвском дворце города Москвы (https://zvezdaweekly.ru/news/20186201015-Rlv1K.html)

Знамя Победы, поднятое над Рейхстагом в Берлине в мае 1945 года, стало одним из самых узнаваемых символов победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В Указе «О Знамени Победы», подписанном президентом России Б.Н. Ельциным в 1996 году, вводилось понятие «символ Знамени Победы» и регламентировалось его использование.

Операция по водружению знамени была тщательно спланирована и прошла в условиях ожесточённых боёв. Перед Победой военный совет 3-й ударной армии принял решение изготовить 9 (по количеству дивизий) полотнищ красного цвета с белой пятиконечной звездой, серпом и молотом для водружения над Рейхстагом. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года бойцы 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта Михаил Егоров и Мелитон Кантария, под командованием Алексея Береста, прорвались к куполу Рейхстага и установили знамя.

В 1945 году Знамя Победы было отправлено в Центральный музей Вооруженных сил на вечное хранение в развёрнутом виде в горизонтальном положении в особой витрине с необходимой температурой, освещенностью и влажностью. В экспозиции музея представлена его точная копия.

Знамя Победы в климатической витрине Центрального музея Вооруженных сил СССР в Москве (https://temusmt.ru/znamjapobedi)И.В. Токарь (1961 г.р.) «Мой дед». 2020. Холст, масло (https://rmii.ru)

Знамя Победы в климатической витрине Центрального музея Вооруженных сил СССР в Москве (https://temusmt.ru/znamjapobedi)

И.В. Токарь (1961 г.р.) «Мой дед». 2020. Холст, масло (https://rmii.ru)

Первый праздник Победы, по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года, отмечали сразу после окончания Великой Отечественной войны - 9 мая 1945 года. 24 июня 1945 года на Красной площади Москвы прошёл первый Парад Победы, в котором участвовали бойцы и командиры Красной армии и Военно-морского флота, боевая и трофейная техника. Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, принимал - маршал Г.К. Жуков. В конце парада солдаты Дзержинского полка бросили к подножию мавзолея В.И. Ленина штандарты нацистских дивизий.

С 1948 года праздник Победы считался памятным не выходным днём, парады не проводились. В 1965 году 9 мая стало официальным праздничным выходным днём, на Красной площади провели парад. Следующий парад на Красной площади прошёл только в 1985 году, в честь 40-летия Победы, затем в 1990 и 1995 годах. Между ними День Победы отмечали другими мероприятиями, но без парадного прохода войск. Традиционный ежегодный парад в современном виде был возобновлен в 1996 году, с участием техники – в 2008 году. С тех пор ни одно празднование 9 мая не обходится без этого торжественного события. В параде принимают участие подразделения российской армии, ветераны, курсанты военных училищ, современная техника и образцы вооружения. Воздушная часть парада с участием авиации проводится, если позволяют погодные условия.

Народный художник России, академик Российской академии художеств Вячеслав Юрьевич Желваков в своих работах часто обращается к теме воинского подвига и служения Отечеству, к родной истории. В серии авторских литографий «Славные сыны Отечества» он рассказывает о пяти русских полководцах, их доблести, ратном подвиге, воинской славе и силе духа: Александр Невский, Пётр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков. Для художника очень важно пробудить в зрителе чувство сопричастности к страницам истории.

В.Ю. Желваков (1956 г.р.) «Георгий Жуков». Серия «Славные сыны Отечества». 1998. Бумага, автолитография Ю.С. Белков (1924-2014) «Парад юнармейцев». 1967. Картон, масло

В.Ю. Желваков (1956 г.р.) «Георгий Жуков». Серия «Славные сыны Отечества». 1998. Бумага, автолитография (https://rmii.ru)

Ю.С. Белков (1924-2014) «Парад юнармейцев». 1967. Картон, масло (https://rmii.ru)

Праздничные мероприятия Дня Великой Победы завершает салют. Первый салют озарил небо над Москвой 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода. Этот запуск положил начало истории победных салютов периода Великой Отечественной войны, которых было 365. Сейчас салют – неотъемлемая часть Дня Победы, который завершает праздничные мероприятия 9 мая. Люди всех возрастов выходят на улицы, чтобы не пропустить это яркое зрелище. Этот праздник по-настоящему объединяет людей.

А.А. Муржин (1939–2006) «В День Победы». 1995. Холст, маслоИ.П. Мясников (1938-2013) «Салют Победы». 2011. Бумага, пастель

А.А. Муржин (1939–2006) «В День Победы». 1995. Холст, масло (https://rmii.ru)

И.П. Мясников (1938-2013) «Салют Победы». 2011. Бумага, пастель (https://rmii.ru)