Виртуальная выставка "Храм науки и искусства", посвящённая Международному Дню музеев

13 мая 2024

Виртуальная выставка "Храм науки и искусства", посвящённая Международному Дню музеев

Современные люди в повседневных делах часто забывают о своём культурном развитии. Например, посещение музеев многие считают скучным. Однако это далеко не так. Музеи открывают доступ к уникальным нюансам и деталям, о которых не всегда можно прочитать в других источниках информации или рассмотреть на иллюстрациях. В музейных пространствах сегодня можно не только интеллектуально и духовно обогатиться, но и увлекательно провести время. На конференции Международного совета музеев, которая проходила в Москве и Ленинграде в 1977 году, было принято решение об учреждении Международного дня музеев. Предложение о создании праздника внесла русская делегация во главе с Ириной Александровной Антоновой, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. С 1978 года День музеев отмечается ежегодно более чем в 150 странах мира.

18 мая принимают поздравления все сотрудники музеев вне зависимости от их специализации: руководители, экскурсоводы, научные сотрудники, хранители фондов, смотрители, реставраторы, организаторы выставок, дизайнеры и другие. В этот день в музеях всего мира проходит множество ярких, содержательных, интересных мероприятий, в числе которых экскурсии по выставкам, круглые столы, лекции, встречи с художниками. Их цель - показать потенциал и историко-культурное наследие современных музеев. Вход во многие культурные учреждения в этот день становится бесплатным.

В коллекцию Республиканского музея изобразительных искусств входят живописные и графические произведения художников Республики Марий Эл и Российской Федерации, на которых изображены музеи разных направлений и музейные сотрудники.

О.А. Почтенный (1927-1997) «Музей революционной славы Невского района». 1980. Бумага, линогравюраИ.В. Бушуев (1964 г.р.) «На вернисаже». 2016. Картон, масло

О.А. Почтенный (1927-1997) «Музей революционной славы Невского района». 1980. Бумага, линогравюра
И.В. Бушуев (1964 г.р.) «На вернисаже». 2016. Картон, масло

Одной из замечательных традиций праздника стало проведение фестиваля «Ночь музеев», который в последние годы проводят многие российские музеи, и, как правило, он проходит в ближайшие к 18 мая выходные, в ночь с субботы на воскресенье. В зависимости от желания и возможностей того или иного учреждения, «Ночь музеев» может длиться один день, все выходные или целую неделю. В рамках фестиваля музеи проводят авторские экскурсии, интерактивные программы, лекции и мастер-классы, детские спектакли, концерты и много других интересных мероприятий для детей и взрослых.

Первая «Длинная ночь музеев» (нем. «Lange Nacht der Museen») была организована в 1997 году в двенадцати музеях Берлина, столицы Германии. В 1999 году похожие мероприятия организовало министерство культуры и коммуникации Франции. В 2005 году Совет Европы утвердил выдвинутую Францией идею о ежегодном проведении международной акции, в которой в настоящее время участвуют 3,5 тысячи музеев в более чем 40 странах. Россия присоединилась к акции 20 апреля 2002 года, когда Красноярский музейный центр впервые провел "Музейную ночь", которую посетили несколько тысяч человек. В 2006 году к акции «Ночь музеев» присоединились Санкт-Петербург и Казань, в 2007 году - Москва (в столице она получила название «Ночь в музее») и Екатеринбург. В 2015 году «Ночь музеев» получила федеральный статус и стала проводиться централизованно в федеральных, ведомственных и частных музеях страны при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

«Ночь Музеев» в Республиканском музее изобразительных искусств и Национальной художественной галерее

«Ночь Музеев» в Республиканском музее изобразительных искусств и Национальной художественной галерее

«Ночь Музеев» в Республиканском музее изобразительных искусств и Национальной художественной галерее

Понятие «музей» произошло от слова «museum», которым в Древней Греции называли храмы, посвящённые 9 Музам - богиням, покровительницам искусства и науки. Прототипом современных музеев был основанный в 290 году до н.э. в египетском городе Александрии Мусейон со знаменитой Александрийской библиотекой, в которой находились комнаты для чтения и отдыха, а также экспонаты для обучения. Мусейон стал одним из главных научных и культурных центров античного мира.

В отличие от современных музеев и Александрийского Мусейона, в греческие мусейоны не допускали посторонних. Первый публичный музей появился в 1506 году, когда папа римский Юлий II открыл для всех желающих скульптурную группу Лаокоон в Бельведерском дворце в Ватикане. Первый публичный государственный музей России был основан в 1714 году в Петербурге Петром I и назван Кунсткамерой, что переводится с немецкого языка как «комната искусств» или «кабинет редкостей». Основание музея связывают с распоряжением Петра I перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу. В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 году были впервые показаны посетителям. Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера) – это не только академический музей, коллекцию которого составляют более 1,2 миллионов предметов, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук, который продолжает традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX веков.

И.П. Мясников (1938-2013) «Кунсткамера». 1978. Бумага, гуашь, пастельЗдание Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера) (https://www.culture.ru)

И.П. Мясников (1938-2013) «Кунсткамера». 1978. Бумага, гуашь, пастель
Здание Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера) (https://www.culture.ru)

Музеи во все времена были верными помощниками в деле сохранения культурного наследия за всю историю человечества. Со временем люди стал всё больше интересоваться прошлым, и появились музеи разного типа, в том числе и музей под открытым небом. Этот «живой» музей помог ощутить людям принадлежность к культуре своего народа и передать исторический опыт следующим поколениям. Родоначальником музеев под открытым небом считается парк-музей «Скансен», основанный шведским этнографом и коллекционером Артуром Хазелиусом (Artur Hazelius), который открылся для посетителей в октябре 1891 года в центре шведской столицы Стокгольм на острове Юргорден на холме Скансен (Skansen). Удачный опыт А. Хазелиуса положил начало созданию целого ряда музеев под открытым небом, а название «Скансен» стало привычным в отношении музеев этого типа.

Прообразом музеев под открытым небом в России можно считать Летний сад, а первый русский скансен из перемещённых памятников был создан выдающимся учёным и реставратором памятников древнерусского зодчества П.Д. Барановским в 1929-1934 годах на территории музея "Коломенское" в Москве. Этот музей под открытым небом долго оставался единственным в нашей стране. Дальнейшее развитие сети музеев под открытым небом происходило в 60-90-е годы ХХ века.

И.М. Ямбердов (1955 г.р.) «Витославица». 1988. Холст, масло (Музей народного деревянного зодчества, Новгородская область)И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Вид на Кремль». Серия «Йошкар-Ола». 2011. Холст, масло

И.М. Ямбердов (1955 г.р.) «Витославица». 1988. Холст, масло (Музей народного деревянного зодчества, Новгородская область)
И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Вид на Кремль». Серия «Йошкар-Ола». 2011. Холст, масло

Самым известным среди музеев под открытым небом считается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», занимающий территорию острова Кижи, окружающих островов и часть побережья Онежского озера. Заповедник был организован на основе памятников деревянной архитектуры Карелии, свезённых на остров с места бытования. Центральное место в составе музея занимает Кижский погост - всемирно известный ансамбль шедевров северной деревянной архитектуры, включающий 37-метровую 22-главую Церковь Преображения Господня 1714 года (плотник Нестор вырубил храм из дерева одним только топором, не использовал никакие крепления и по завершению работы выбросил топор в озеро, чтобы никто не повторил его шедевр), 10-главую Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1764 года и Шатровую Колокольню 1874 года. Среди десятков памятников, перевезённых на остров Кижи, особенно выделяется древнейшая из дошедших до наших дней русских деревянных церквей - Церковь Воскрешения Лазаря, датированная ХIV веком.

В современной коллекции музея-заповедника «Кижи» есть не только деревянные постройки, но и предметы быта, образцы древней иконописи, живопись, богатая фотоколлекция и древнейшие археологические находки. Во многих местах музея-заповедника можно встретить людей в традиционных нарядах, которые готовы показать быт своих предков. Остров Кижи является архитектурным памятником ЮНЕСКО сразу по трём направлениям: гениальный шедевр, гармоничное сочетание с ландшафтом и достижения плотницкого искусства.

А.Н. Ведерников (1950 г.р.) «Кижи». 1993. Холст, маслоИ.В. Голицын (1928-2007) «Кижский погост». 1958. Бумага, смешанная техника

А.Н. Ведерников (1950 г.р.) «Кижи». 1993. Холст, масло
И.В. Голицын (1928-2007) «Кижский погост». 1958. Бумага, смешанная техника

Этнографический музей под открытым небом имени В.И. Романова в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл входит в состав Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса. Открытие музея в 1983 году было приурочено к 400-летию города Козьмодемьянска. До открытия этнографического музея на этом месте располагался основанный в конце 70-х годов ХХ века Районный музей земледельца, целью которого было сохранить старинные образцы орудий труда горных мари, используемые ещё в дореволюционное время. Организации музея способствовал первый секретарь районного комитета КПСС Виталий Иосифович Романов, именем которого впоследствии был назван музей.

Территория Этнографического музея под открытым небом имени В.И. Романова в настоящее время составляет более пяти гектаров, на которых расположено порядка шестидесяти аутентичных объектов и строений, собрано свыше семи тысяч экспонатов старины. Музей стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей марийского края. Основная экспозиция включает в себя деревянные избы, бани, колодец "колесо", кузницу со станком для подковки лошадей, ветряную мельницу, пасеку и другие хозяйственные постройки. В музее представлены образцы тончайшей горномарийской вышивки XVIII-XX веков, плетёной мебели и домашней утвари, трости-козьмодемьянки, а также единственное в своем роде национальное женское украшение - чаломкинская цепочка. Представленные в музее постройки и экспонаты дают полное понимание того, как жил народ мари в прошлом.

И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Этнографический музей». Серия «Козьмодемьянск». 2014. Картон, двп, маслоЭтнографический музей под открытым небом имени В.И. Романова (https://visit-mariel.ru)

И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Этнографический музей». Серия «Козьмодемьянск». 2014. Картон, двп, масло
Этнографический музей под открытым небом имени В.И. Романова (https://visit-mariel.ru)

Структурным подразделением Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса, помимо Этнографического музея под открытым небом, является Художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева. Уездный краеведческий музей был основан в 1919 году первым профессиональным художником из народа мари Александром Владимировичем Григорьевым. Благодаря ему в музее собраны уникальные живописные полотна великих русских художников XVIII-XX веков, таких как Айвазовский, Поленов, братья Коровины, Фешин, Клевер, Судковский, Творожников и другие. Особое место в коллекции занимают работы Н.И. Фешина. Дополняют художественное собрание музея скульптурные произведения на античные и библейские темы. Кроме собрания живописи, музей хранит коллекции европейского фарфора, китайской и японской керамики, а также старинную утварь и военное снаряжение.

Особую ценность представляют хранящиеся в музее документы А.В. Григорьева: письма, автобиографии, поздравительные открытки и телеграммы, планы выставок, пригласительные билеты, фотографии художника. Кроме того, документальные архивы музея содержат карты и планы города Козьмодемьянска и Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, чертежи на постройку каменных часовен и церквей в городе и уезде, материалы по истории города Козьмодемьянска, его улиц, альбом лоцманских карт рек Суры, Ветлуги и Волги и многое другое.

И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Галерея им. Григорьева». Серия «Козьмодемьянск». 2014. Картон, двп, маслоЗдание Художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева (https://www.culture.ru)

И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Галерея им. Григорьева». Серия «Козьмодемьянск». 2014. Картон, двп, масло
Здание Художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева (https://www.culture.ru)

Художественные музеи собирают, изучают, хранят и делают доступными людям уникальные произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Прообразом художественного музея были собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквях и монастырях средневековой Европы, в которых с VII века также выставлялись для обозрения военные трофеи. Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Художественное значение музея первым определил французский художник Жак Луи Давид, который высказал своё мнение о важности музея для просвещения и эстетического обогащения людей.

В России первыми хранилищами произведений искусства были ризницы церквей, соборов и монастырей, собственные коллекции художественных произведений были и у образованных бояр. В начале XVIII века Петр I положил начало организации музеев, в которых коллекция художественных произведений не отделялась от предметов естественнонаучного характера. Только в ХIХ веке в России начали функционировать художественные музеи, открытые для всех: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Радищевский музей в Саратове и другие.

М.А. Поспехова (1962 г.р.) «В Русском музее». 1987. Бумага, графитный карандашН.И. Калита (1926-2016) «На выставке». 1977. Бумага, ксилография

М.А. Поспехова (1962 г.р.) «В Русском музее». 1987. Бумага, графитный карандаш
Н.И. Калита (1926-2016) «На выставке». 1977. Бумага, ксилография

В конце 70-х годов XX века для Республики Марий Эл стала актуальной тема создания художественного музея. 17 августа 1981 года в городе Йошкар-Оле был открыт Республиканский выставочный зал, который 1 января 1990 года был преобразован в Республиканский музей изобразительных искусств. С момента основания музей становится выставочной площадкой для художников, проживающих на марийской земле. Республиканский музей изобразительных искусств города Йошкар-Олы — единственный музей в Марий Эл, целенаправленно формирующий коллекцию современного марийского изобразительного искусства. Отдельной линией представлено современное направление искусства финно-угорских народов - произведения художников-этнофутуристов и этносимволистов. Кроме произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства мастеров изобразительного искусства Республики Марий Эл, в коллекцию музея входят произведения российского и западноевропейского изобразительного искусства. На 1 января 2024 года коллекция Республиканского музея изобразительных искусств насчитывала 9 671 единицу хранения, но музейное собрание постоянно пополняется. В октябре 2018 года фасад здания музея был расписан по мотивам достопримечательностей Йошкар-Олы.

4 ноября 2007 года в городе Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова открылось подразделение музея Республиканского музея изобразительных искусств Национальная художественная галерея - современный музейный комплекс, оснащенный новейшим оборудованием и системами климат-контроля. К столетию образования Республики Марий Эл в галерее был реализован музейно-выставочный проект «Путь длиною в век». 17 мая 2023 года в городе Йошкар-Оле произошло открытие ещё одного подразделения Республиканского музея изобразительных искусств - Дома дружбы народов Республики Марий Эл и межрегионального выставочного проекта "Большая Волга XIII. Культурный код народов Поволжья".

Б.В. Маклашин (1953 г.р.) «Тихая улица (Гоголя, 15)». 1991. Холст, маслоЗдание Республиканского музея изобразительных искусств

Б.В. Маклашин (1953 г.р.) «Тихая улица (Гоголя, 15)». 1991. Холст, масло
Здание Республиканского музея изобразительных искусств

В.Г. Бритвин (1955-2023) «После дождя». 2011. Холст, маслоЗдание Национальной художественной галереи

В.Г. Бритвин (1955-2023) «После дождя». 2011. Холст, масло
Здание Национальной художественной галереи

Здание Дома дружбы народов Республики Марий ЭлВыставочный зал Дома дружбы народов Республики Марий Эл

Здание и выставочный зал Дома дружбы народов Республики Марий Эл

Дворцово-парковый ансамбль «Замок Шереметева» в посёлке Юрино Республики Марий Эл является памятником архитектуры регионального значения. Первое упоминание о поселении относится к XVII веку, когда им владел знаменитый сподвижник Петра I граф Ф.А. Головин. Строительство замка началось в 1812 году, когда поместье Юрино купил помещик Нижегородской губернии Василий Сергеевич Шереметев, внучатый племянник графа Б.П. Шереметева, фельдмаршала Петра I и продолжилось при его сыне Сергее Васильевиче. В результате поместье перешло по наследству к племяннику Сергея Васильевича Василию Петровичу Шереметеву, который с женой Ольгой Дмитриевной, родной сестрой героя Турецкой и Балканской войны генерала Михаила Скобелева, и сыном Петром были основными строителями замка. Строительство замка началось в 1874 году и завершилось в 1915 году, за год до смерти Петра Васильевича. В 1916 году наследники уехали из посёлка. После революции в замке располагались санаторий и дом отдыха, в годы Великой Отечественной войны - госпиталь и эвакуированные из Москвы родственники руководящих работников, в том числе, дочь И.В. Сталина Светлана Аллилуева. Время и длительная эксплуатация нанесли определенный ущерб замку и усадьбе, и с 90-х годов ХХ века на территории дворцово-паркового ансамбля проводятся реставрационные работы, которые длятся до настоящего времени.

Замок представляет собой удивительную смесь западноевропейской и восточной готики, древнерусской и романской архитектуры. В замке (или Главном доме) более 60 комнат, среди которых «Картинная галерея», «Восточный кабинет», «Дубовая комната», «Скобелевский зал». Кроме Главного дома, в ансамбль входят служебные корпуса, хозяйственные постройки, парки с водоёмами, крепостные стены с воротами, сохранившиеся до настоящего времени. Общая площадь усадьбы с парком — более 40 гектаров.

Владельцы собрали в замке большую коллекцию старинного огнестрельного и холодного оружия, в том числе принадлежавшие генералу М.Д. Скобелеву. Консультантом по отбору картин для дворца Шереметевых был художник Иван Константинович Айвазовский, с которым хозяйка поместья Ольга Дмитриевна Шереметева поддерживала дружеские отношения. В память о художнике в Главном доме усадьбы висели его картины. Супруги Шереметевы подбирали предметы для украшения поместья: древнюю керамику, майолику, картины известных художников, изделия из китайской и японской бронзы, гобелены, ковры, собрали уникальную бибилиотеку из 16 тысяч томов, а также создали в замке зимний сад, для которого были привезены 7 тысяч редких тропических растений и пальм. В 1923 году они были вывезены из замка в Нижний Новгород. 

Н.В. Вяткин (1956 г.р.) «Замок Шереметева». 2014. Холст, маслоЗамок Шереметева (https://zamoksheremeteva.com)

Н.В. Вяткин (1956 г.р.) «Замок Шереметева». 2014. Холст, масло
Замок Шереметева (https://zamoksheremeteva.com

По данным Госкаталога Музейного фонда Российской Федерации, в 2022 году в нашей стране работало 2570 музеев самых разных направлений. Международный день музеев не только напоминает людям о необходимости любить и знать историю своей страны, её научные и культурные достижения, но и позволяет наладить диалог между странами и народами в масштабах целого мира.