Виртуальная выставка "Храм науки и искусства", посвящённая Международному Дню музеев
Виртуальная выставка "Храм науки и искусства", посвящённая Международному Дню музеев
Современные люди в повседневных делах часто забывают о своём культурном развитии. Например, посещение музеев многие считают скучным. Однако это далеко не так. Музеи открывают доступ к уникальным нюансам и деталям, о которых не всегда можно прочитать в других источниках информации или рассмотреть на иллюстрациях. В музейных пространствах сегодня можно не только интеллектуально и духовно обогатиться, но и увлекательно провести время. На конференции Международного совета музеев, которая проходила в Москве и Ленинграде в 1977 году, было принято решение об учреждении Международного дня музеев. Предложение о создании праздника внесла русская делегация во главе с Ириной Александровной Антоновой, директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. С 1978 года День музеев отмечается ежегодно более чем в 150 странах мира.
18 мая принимают поздравления все сотрудники музеев вне зависимости от их специализации: руководители, экскурсоводы, научные сотрудники, хранители фондов, смотрители, реставраторы, организаторы выставок, дизайнеры и другие. В этот день в музеях всего мира проходит множество ярких, содержательных, интересных мероприятий, в числе которых экскурсии по выставкам, круглые столы, лекции, встречи с художниками. Их цель - показать потенциал и историко-культурное наследие современных музеев. Вход во многие культурные учреждения в этот день становится бесплатным.
В коллекцию Республиканского музея изобразительных искусств входят живописные и графические произведения художников Республики Марий Эл и Российской Федерации, на которых изображены музеи разных направлений и музейные сотрудники.
О.А. Почтенный (1927-1997) «Музей революционной славы Невского района». 1980. Бумага, линогравюра
И.В. Бушуев (1964 г.р.) «На вернисаже». 2016. Картон, масло
Одной из замечательных традиций праздника стало проведение фестиваля «Ночь музеев», который в последние годы проводят многие российские музеи, и, как правило, он проходит в ближайшие к 18 мая выходные, в ночь с субботы на воскресенье. В зависимости от желания и возможностей того или иного учреждения, «Ночь музеев» может длиться один день, все выходные или целую неделю. В рамках фестиваля музеи проводят авторские экскурсии, интерактивные программы, лекции и мастер-классы, детские спектакли, концерты и много других интересных мероприятий для детей и взрослых.
Первая «Длинная ночь музеев» (нем. «Lange Nacht der Museen») была организована в 1997 году в двенадцати музеях Берлина, столицы Германии. В 1999 году похожие мероприятия организовало министерство культуры и коммуникации Франции. В 2005 году Совет Европы утвердил выдвинутую Францией идею о ежегодном проведении международной акции, в которой в настоящее время участвуют 3,5 тысячи музеев в более чем 40 странах. Россия присоединилась к акции 20 апреля 2002 года, когда Красноярский музейный центр впервые провел "Музейную ночь", которую посетили несколько тысяч человек. В 2006 году к акции «Ночь музеев» присоединились Санкт-Петербург и Казань, в 2007 году - Москва (в столице она получила название «Ночь в музее») и Екатеринбург. В 2015 году «Ночь музеев» получила федеральный статус и стала проводиться централизованно в федеральных, ведомственных и частных музеях страны при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
«Ночь Музеев» в Республиканском музее изобразительных искусств и Национальной художественной галерее
«Ночь Музеев» в Республиканском музее изобразительных искусств и Национальной художественной галерее
«Ночь Музеев» в Республиканском музее изобразительных искусств и Национальной художественной галерее
Понятие «музей» произошло от слова «museum», которым в Древней Греции называли храмы, посвящённые 9 Музам - богиням, покровительницам искусства и науки. Прототипом современных музеев был основанный в 290 году до н.э. в египетском городе Александрии Мусейон со знаменитой Александрийской библиотекой, в которой находились комнаты для чтения и отдыха, а также экспонаты для обучения. Мусейон стал одним из главных научных и культурных центров античного мира.
В отличие от современных музеев и Александрийского Мусейона, в греческие мусейоны не допускали посторонних. Первый публичный музей появился в 1506 году, когда папа римский Юлий II открыл для всех желающих скульптурную группу Лаокоон в Бельведерском дворце в Ватикане. Первый публичный государственный музей России был основан в 1714 году в Петербурге Петром I и назван Кунсткамерой, что переводится с немецкого языка как «комната искусств» или «кабинет редкостей». Основание музея связывают с распоряжением Петра I перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу. В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 году были впервые показаны посетителям. Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера) – это не только академический музей, коллекцию которого составляют более 1,2 миллионов предметов, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук, который продолжает традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX веков.
И.П. Мясников (1938-2013) «Кунсткамера». 1978. Бумага, гуашь, пастель
Здание Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера) (https://www.culture.ru)
Музеи во все времена были верными помощниками в деле сохранения культурного наследия за всю историю человечества. Со временем люди стал всё больше интересоваться прошлым, и появились музеи разного типа, в том числе и музей под открытым небом. Этот «живой» музей помог ощутить людям принадлежность к культуре своего народа и передать исторический опыт следующим поколениям. Родоначальником музеев под открытым небом считается парк-музей «Скансен», основанный шведским этнографом и коллекционером Артуром Хазелиусом (Artur Hazelius), который открылся для посетителей в октябре 1891 года в центре шведской столицы Стокгольм на острове Юргорден на холме Скансен (Skansen). Удачный опыт А. Хазелиуса положил начало созданию целого ряда музеев под открытым небом, а название «Скансен» стало привычным в отношении музеев этого типа.
Прообразом музеев под открытым небом в России можно считать Летний сад, а первый русский скансен из перемещённых памятников был создан выдающимся учёным и реставратором памятников древнерусского зодчества П.Д. Барановским в 1929-1934 годах на территории музея "Коломенское" в Москве. Этот музей под открытым небом долго оставался единственным в нашей стране. Дальнейшее развитие сети музеев под открытым небом происходило в 60-90-е годы ХХ века.
И.М. Ямбердов (1955 г.р.) «Витославица». 1988. Холст, масло (Музей народного деревянного зодчества, Новгородская область)
И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Вид на Кремль». Серия «Йошкар-Ола». 2011. Холст, масло
Самым известным среди музеев под открытым небом считается Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», занимающий территорию острова Кижи, окружающих островов и часть побережья Онежского озера. Заповедник был организован на основе памятников деревянной архитектуры Карелии, свезённых на остров с места бытования. Центральное место в составе музея занимает Кижский погост - всемирно известный ансамбль шедевров северной деревянной архитектуры, включающий 37-метровую 22-главую Церковь Преображения Господня 1714 года (плотник Нестор вырубил храм из дерева одним только топором, не использовал никакие крепления и по завершению работы выбросил топор в озеро, чтобы никто не повторил его шедевр), 10-главую Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1764 года и Шатровую Колокольню 1874 года. Среди десятков памятников, перевезённых на остров Кижи, особенно выделяется древнейшая из дошедших до наших дней русских деревянных церквей - Церковь Воскрешения Лазаря, датированная ХIV веком.
В современной коллекции музея-заповедника «Кижи» есть не только деревянные постройки, но и предметы быта, образцы древней иконописи, живопись, богатая фотоколлекция и древнейшие археологические находки. Во многих местах музея-заповедника можно встретить людей в традиционных нарядах, которые готовы показать быт своих предков. Остров Кижи является архитектурным памятником ЮНЕСКО сразу по трём направлениям: гениальный шедевр, гармоничное сочетание с ландшафтом и достижения плотницкого искусства.
А.Н. Ведерников (1950 г.р.) «Кижи». 1993. Холст, масло
И.В. Голицын (1928-2007) «Кижский погост». 1958. Бумага, смешанная техника
Этнографический музей под открытым небом имени В.И. Романова в городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл входит в состав Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса. Открытие музея в 1983 году было приурочено к 400-летию города Козьмодемьянска. До открытия этнографического музея на этом месте располагался основанный в конце 70-х годов ХХ века Районный музей земледельца, целью которого было сохранить старинные образцы орудий труда горных мари, используемые ещё в дореволюционное время. Организации музея способствовал первый секретарь районного комитета КПСС Виталий Иосифович Романов, именем которого впоследствии был назван музей.
Территория Этнографического музея под открытым небом имени В.И. Романова в настоящее время составляет более пяти гектаров, на которых расположено порядка шестидесяти аутентичных объектов и строений, собрано свыше семи тысяч экспонатов старины. Музей стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей марийского края. Основная экспозиция включает в себя деревянные избы, бани, колодец "колесо", кузницу со станком для подковки лошадей, ветряную мельницу, пасеку и другие хозяйственные постройки. В музее представлены образцы тончайшей горномарийской вышивки XVIII-XX веков, плетёной мебели и домашней утвари, трости-козьмодемьянки, а также единственное в своем роде национальное женское украшение - чаломкинская цепочка. Представленные в музее постройки и экспонаты дают полное понимание того, как жил народ мари в прошлом.
И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Этнографический музей». Серия «Козьмодемьянск». 2014. Картон, двп, масло
Этнографический музей под открытым небом имени В.И. Романова (https://visit-mariel.ru)
Структурным подразделением Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса, помимо Этнографического музея под открытым небом, является Художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева. Уездный краеведческий музей был основан в 1919 году первым профессиональным художником из народа мари Александром Владимировичем Григорьевым. Благодаря ему в музее собраны уникальные живописные полотна великих русских художников XVIII-XX веков, таких как Айвазовский, Поленов, братья Коровины, Фешин, Клевер, Судковский, Творожников и другие. Особое место в коллекции занимают работы Н.И. Фешина. Дополняют художественное собрание музея скульптурные произведения на античные и библейские темы. Кроме собрания живописи, музей хранит коллекции европейского фарфора, китайской и японской керамики, а также старинную утварь и военное снаряжение.
Особую ценность представляют хранящиеся в музее документы А.В. Григорьева: письма, автобиографии, поздравительные открытки и телеграммы, планы выставок, пригласительные билеты, фотографии художника. Кроме того, документальные архивы музея содержат карты и планы города Козьмодемьянска и Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, чертежи на постройку каменных часовен и церквей в городе и уезде, материалы по истории города Козьмодемьянска, его улиц, альбом лоцманских карт рек Суры, Ветлуги и Волги и многое другое.
И.В. Бушуев (1964 г.р.) «Галерея им. Григорьева». Серия «Козьмодемьянск». 2014. Картон, двп, масло
Здание Художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева (https://www.culture.ru)
Художественные музеи собирают, изучают, хранят и делают доступными людям уникальные произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство). Прообразом художественного музея были собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквях и монастырях средневековой Европы, в которых с VII века также выставлялись для обозрения военные трофеи. Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Художественное значение музея первым определил французский художник Жак Луи Давид, который высказал своё мнение о важности музея для просвещения и эстетического обогащения людей.
В России первыми хранилищами произведений искусства были ризницы церквей, соборов и монастырей, собственные коллекции художественных произведений были и у образованных бояр. В начале XVIII века Петр I положил начало организации музеев, в которых коллекция художественных произведений не отделялась от предметов естественнонаучного характера. Только в ХIХ веке в России начали функционировать художественные музеи, открытые для всех: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Радищевский музей в Саратове и другие.
М.А. Поспехова (1962 г.р.) «В Русском музее». 1987. Бумага, графитный карандаш
Н.И. Калита (1926-2016) «На выставке». 1977. Бумага, ксилография
В конце 70-х годов XX века для Республики Марий Эл стала актуальной тема создания художественного музея. 17 августа 1981 года в городе Йошкар-Оле был открыт Республиканский выставочный зал, который 1 января 1990 года был преобразован в Республиканский музей изобразительных искусств. С момента основания музей становится выставочной площадкой для художников, проживающих на марийской земле. Республиканский музей изобразительных искусств города Йошкар-Олы — единственный музей в Марий Эл, целенаправленно формирующий коллекцию современного марийского изобразительного искусства. Отдельной линией представлено современное направление искусства финно-угорских народов - произведения художников-этнофутуристов и этносимволистов. Кроме произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства мастеров изобразительного искусства Республики Марий Эл, в коллекцию музея входят произведения российского и западноевропейского изобразительного искусства. На 1 января 2024 года коллекция Республиканского музея изобразительных искусств насчитывала 9 671 единицу хранения, но музейное собрание постоянно пополняется. В октябре 2018 года фасад здания музея был расписан по мотивам достопримечательностей Йошкар-Олы.
4 ноября 2007 года в городе Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова открылось подразделение музея Республиканского музея изобразительных искусств Национальная художественная галерея - современный музейный комплекс, оснащенный новейшим оборудованием и системами климат-контроля. К столетию образования Республики Марий Эл в галерее был реализован музейно-выставочный проект «Путь длиною в век». 17 мая 2023 года в городе Йошкар-Оле произошло открытие ещё одного подразделения Республиканского музея изобразительных искусств - Дома дружбы народов Республики Марий Эл и межрегионального выставочного проекта "Большая Волга XIII. Культурный код народов Поволжья".
Б.В. Маклашин (1953 г.р.) «Тихая улица (Гоголя, 15)». 1991. Холст, масло
Здание Республиканского музея изобразительных искусств
В.Г. Бритвин (1955-2023) «После дождя». 2011. Холст, масло
Здание Национальной художественной галереи
Здание и выставочный зал Дома дружбы народов Республики Марий Эл
Дворцово-парковый ансамбль «Замок Шереметева» в посёлке Юрино Республики Марий Эл является памятником архитектуры регионального значения. Первое упоминание о поселении относится к XVII веку, когда им владел знаменитый сподвижник Петра I граф Ф.А. Головин. Строительство замка началось в 1812 году, когда поместье Юрино купил помещик Нижегородской губернии Василий Сергеевич Шереметев, внучатый племянник графа Б.П. Шереметева, фельдмаршала Петра I и продолжилось при его сыне Сергее Васильевиче. В результате поместье перешло по наследству к племяннику Сергея Васильевича Василию Петровичу Шереметеву, который с женой Ольгой Дмитриевной, родной сестрой героя Турецкой и Балканской войны генерала Михаила Скобелева, и сыном Петром были основными строителями замка. Строительство замка началось в 1874 году и завершилось в 1915 году, за год до смерти Петра Васильевича. В 1916 году наследники уехали из посёлка. После революции в замке располагались санаторий и дом отдыха, в годы Великой Отечественной войны - госпиталь и эвакуированные из Москвы родственники руководящих работников, в том числе, дочь И.В. Сталина Светлана Аллилуева. Время и длительная эксплуатация нанесли определенный ущерб замку и усадьбе, и с 90-х годов ХХ века на территории дворцово-паркового ансамбля проводятся реставрационные работы, которые длятся до настоящего времени.
Замок представляет собой удивительную смесь западноевропейской и восточной готики, древнерусской и романской архитектуры. В замке (или Главном доме) более 60 комнат, среди которых «Картинная галерея», «Восточный кабинет», «Дубовая комната», «Скобелевский зал». Кроме Главного дома, в ансамбль входят служебные корпуса, хозяйственные постройки, парки с водоёмами, крепостные стены с воротами, сохранившиеся до настоящего времени. Общая площадь усадьбы с парком — более 40 гектаров.
Владельцы собрали в замке большую коллекцию старинного огнестрельного и холодного оружия, в том числе принадлежавшие генералу М.Д. Скобелеву. Консультантом по отбору картин для дворца Шереметевых был художник Иван Константинович Айвазовский, с которым хозяйка поместья Ольга Дмитриевна Шереметева поддерживала дружеские отношения. В память о художнике в Главном доме усадьбы висели его картины. Супруги Шереметевы подбирали предметы для украшения поместья: древнюю керамику, майолику, картины известных художников, изделия из китайской и японской бронзы, гобелены, ковры, собрали уникальную бибилиотеку из 16 тысяч томов, а также создали в замке зимний сад, для которого были привезены 7 тысяч редких тропических растений и пальм. В 1923 году они были вывезены из замка в Нижний Новгород.
Н.В. Вяткин (1956 г.р.) «Замок Шереметева». 2014. Холст, масло
Замок Шереметева (https://zamoksheremeteva.com)
По данным Госкаталога Музейного фонда Российской Федерации, в 2022 году в нашей стране работало 2570 музеев самых разных направлений. Международный день музеев не только напоминает людям о необходимости любить и знать историю своей страны, её научные и культурные достижения, но и позволяет наладить диалог между странами и народами в масштабах целого мира.