Виртуальная выставка, посвящённая творчеству художников-иллюстраторов Республики Марий Эл
Виртуальная выставка к Всероссийскому дню библиотек, посвящённая творчеству художников-иллюстраторов Республики Марий Эл
По Указу президента Российской Федерации, с 1995 года ежегодно 27 мая отмечается Всероссийский День библиотек. Дата праздника была выбрана не случайно: именно в этот день 27 мая 1795 года была основана первая государственная общедоступная библиотека России – Императорская публичная библиотека (в настоящее время - Российская национальная библиотека).
День библиотек в России имеет особое значение не только для сотрудников библиотек и архивов, преподавателей и студентов профильных учебных заведений, но и для читателей и ценителей литературы. Поэтому одна из главных задач праздника - отметить большой вклад библиотек в развитие культуры, науки и просвещения, их важнейшую роль в жизни общества. В связи с этим в библиотеках, читальных залах и других образовательных учреждениях в этот день проводятся различные мероприятия, направленные на привлечение новых читателей и повышение роли книги в жизни людей.
С книгой человек знакомится ещё в детстве: малышам нравится слушать сказки, а взрослые могут часами сидеть с интересной книгой в руках. Несмотря на появление электронных книг, планшетов и других носителей информации, многие люди до сих пор отдают предпочтение бумажной литературе. Шуршание страниц, незабываемый аромат типографской краски и другие факторы заставляют людей регулярно приобретать новые бумажные издания. Художественная книга побуждает читателя совершать удивительные путешествия, радоваться вместе с героями, сострадать и ждать благополучного конца. А понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку помогают художники-иллюстраторы, создающие рисунки, поясняющие авторский текст.
В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранится коллекция графических произведений художников, которые являются иллюстрациями к сборникам произведений поэтов и писателей.
Ю.П. Клюкин (1946–2006) Иллюстрация к произведению Ги де Мопассана,
вторая половина ХХ века; бумага, гуашь, чёрная тушь
В.Н. Андреев (1956–2019) Иллюстрация к марийской народной сказке «Ший Пампалче» («Сереброзубая Пампалче»), 1991; бумага, акварель
В 70-80-е годы ХХ века в нашей республике происходит расцвет книжной графики, и Марийское книжное издательство привлекает к работе настоящих профессионалов своего дела, таких как А.Г. Орлов, А.С. Бакулевский, И.А. Михайлин, Г.В. Тайгильдин и многих других.
Работа над учебной литературой по праву считается одной из самых сложных, требующих от художника большой ответственности и мастерства. Иллюстрация в учебнике дополняет и углубляет информацию, и текст, имеющий отношение к данной иллюстрации, лучше усваивается и запоминается. Букварь (или Азбука) – это первый учебник в жизни каждого человека, который не только учит читать, но и определяет интерес к научному познанию мира. Поэтому иллюстрирование Букваря (Азбуки) налагает особую ответственность на художника. «Букварь Кариона Истомина», созданный в конце ХVII века, был первой иллюстрированной детской книгой в России: каждой букве отводилась отдельная страница, на которой были изображены люди, животные, предметы быта, растения, постройки.
В фонде графики Республиканского музея изобразительных искусств собрана коллекция иллюстраций к «Букварям» и «Азбукам» известных художников Республики Марий Эл.
В.Н. Андреев (1956-2019) Серия иллюстраций к книге В. Исенекова «От А до Я», 1990; бумага, смешанная техника
С.В. Адиятуллина (1959 г.р.) Серия иллюстраций к книге С.Г. Чавайна «Памаш», 1990; бумага, акварель, гуашь
Издание учебников и литературы с национальным компонентом во все времена являлось формой сохранения и трансляции культуры народа последующим поколениям. Многие художники создают иллюстрации к книгам писателей, поэтов, сборникам сказок не только своего народа, но и народов мира. Народный художник России Зосим Фёдорович Лаврентьев (1933-2020) сотрудничал с Марийским книжным издательством и создавал серии иллюстраций к «Букварям», «Азбукам», сборникам марийских сказок "Сказки лесов", "Конь с серебряной гривой", "Ёганское огнище", "В стране колокольчиков", "Муравьиная свадьба" и другим книгам. В иллюстрациях З.Ф. Лаврентьева передана красота природы Марийского края, национального орнамента, каждый элемент рисунка основан на глубоком знании художником марийских сказок и легенд.
Интересен и сам процесс работы З.Ф. Лаврентьева над иллюстрациями: на листе создавался эскиз рисунка, который затем переводился на кальку. С кальки рисунок переводился на мелованный лист бумаги твёрдым, тонко отточенным карандашом. На листе появлялась чуть заметная канавка, по которой чертёжным пером вибрирующей линией наносились контуры рисунка. Эта линия придаёт изображению выразительность. Штрихи и линии наносились художником на лист решительными, точными движениями, без исправлений. Затем, не нарушая контура, фломастерами или цветными карандашами Зосим Лаврентьев осторожно вводил цвет.
В своем творчестве заслуженный работник культуры Республики Марий Эл Мария Юрьевна Клюкина постоянно обращается к теме родного дома, родной горномарийской стороны, памяти предков, неброской, но очень трогательной красоте окружающего мира. Мария Клюкина создаёт иллюстрации к марийским народным сказкам, к поэтическим и нотным сборникам, к рассказам и повестям на марийском и русском языках.
М.Ю. Клюкина (1978 г.р.) Иллюстрация к марийской народной сказке «Девушка-голубка и Сатана», 2016; бумага, гуашь
М.Ю. Клюкина (1978 г.р.) Иллюстрация к марийской народной сказке «Вултак – сын Белой кобылы», 2016; бумага, гуашь
Красочные и добрые иллюстрации созданы М.Ю. Клюкиной для детского журнала «Кече - Солнышко». В своих работах художница изображает радостные мгновения беззаботного счастливого детства, в котором мир показан во всем сверкающем великолепии и многообразии. Героями иллюстраций также являются растения, грибы, животные, насекомые и птицы. Одушевлённые авторами книг, они и в рисунках изображены с определённым настроением, интересными характерами, в одеждах с национальными марийскими узорами.
М.Ю. Клюкина (1978 г.р.) Иллюстрации к обложке журнала «Кече – Солнышко», 2012; картон, гуашь
В 2010 году М.Ю. Клюкина стала лауреатом республиканского конкурса "Книга года Марий Эл" в номинации "Лучший художник книги". Книги с иллюстрациями художника выходят не только в Йошкар-Оле, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Казахстане.
Заслуженный художник Республики Марий Эл Георгий Валерианович Тайгильдин много лет работал художественным редактором Марийского книжного издательства, оформил и проиллюстрировал более ста книг: поэзию и прозу марийских писателей, детскую литературу, книги исторического характера. Почётными дипломами Всероссийского конкурса книги отмечено художественное оформление Г.В. Тайгильдиным юбилейного издания С.Г. Чавайна «Роща» и С.Д. Дмитриева «Азбука».
Г.В. Тайгильдин (1942 г.р.) Иллюстрация к марийской народной сказке «Гусыня и лиса»,
1985; бумага, полистирол
Г.В. Тайгильдин (1942 г.р.) Обложка к книге «Изи Патыр», 1992; бумага, акварель, гуашь
Г.В. Тайгильдин (1942 г.р.) Заставка к карельской народной сказке «Младшая дочь», 1993, бумага, линогравюра
Г.В. Тайгильдин (1942 г.р.) Заставка к саамской народной сказке «Бесстрашная баба и трусливый дед», 1993; бумага, линогравюра
Народный художник России Александр Сергеевич Бакулевский (1936-2021) проиллюстрировал более 70 книг, многие из которых отмечены дипломами различного достоинства на всероссийских конкурсах искусства книги. Художник работал для издательств "Детская литература", "Советская Россия", "Радуга", Марийского, Удмуртского, Дальневосточного издательств. А.С. Бакулевский стал автором грандиозной графической "Пушкинианы", включающей иллюстрации ко всем повестям великого поэта. Иллюстрации к роману А. Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" в 1984 году были награждены Дипломом Академии Художеств СССР "Лучшие произведения года".
Александр Сергеевич Бакулевский так говорил о своём творчестве: «…литературное произведение – это словесное искусство, картина – это изобразительное искусство, они совершенно спокойно могут существовать друг без друга, а вот когда они объединяются в единый организм, встречаются на одних страницах, то тут-то и начинается искусство книги».
А.С. Бакулевский (1936-2021) Иллюстрация к марийской народной сказке «Сереброзубая Пампалче», 1976; бумага, офорт
А.С. Бакулевский (1936-2021) Иллюстрация к сказке Луиджи Капуана «Химера», 1991; бумага, гуашь
А.С. Бакулевский (1936-2021) Иллюстрация к роману А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», 1984; бумага, ксилография
А.С. Бакулевский (1936-2021) Иллюстрация к роману В. Распутина «Живи и помни», 1987; бумага, тушь, перо
Иллюстрации члена Союза журналистов России Ирины Александровны Шехурдиной (1955-2006) наполнены оптимизмом, искренней детской радостью. Работая художественным редактором в Марийском книжном издательстве, художница внесла весомый вклад в книжную графику. Авторский почерк Шехурдиной прослеживается в оформлении книг: дерзость фантазии, эмоциональный накал и красочность, но в то же время - бережный подход к трактовке содержания, к точке зрения автора произведения.
И.А. Шехурдина (1955-2006) Иллюстрации к книге Ю.А. Пшонкина «Внук лесника», 1988; бумага, акварель
И.А. Шехурдина (1955-2006) Иллюстрации к сказке Дж. Родари «Приключения Голубой стрелы», 1991; бумага, акварель, гуашь
Андрей Александрович Бакулевский (1962-2019) родился в городе Йошкар-Оле в семье народного художника России А.С. Бакулевского и известен как мастер книжной графики, многослойной акварели, пастели, быстрых портретов. Художник оформил около 70 произведений классических и современных авторов, в том числе Р. Стивенсона, А. Стендаля, М. Рида, М. Булгакова и других.
А.А. Бакулевский (1962-2019) «Воланд», 1990; бумага, гуашь (серия иллюстраций к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
А.А. Бакулевский (1962-2019) Иллюстрация к роману А. Кестлера «Слепящая тьма»,
1990; бумага, линогравюра
Константин Васильевич Кузнецов (1886–1943), известный советский художник, родился Юринском районе Республики Марий Эл. Главное место в творчестве К.В. Кузнецова всегда занимали иллюстрации к русским народным сказкам, а также сказкам А. Пушкина, С. Аксакова, П. Бажова, С. Маршака, А. Барто и других русских и советских писателей. Всего Кузнецов оформил более двухсот книг, многие из которых переиздавались и после его смерти. Иллюстрировал книги для издательств "Детгиз", "ГИЗ", "Молодая гвардия", "Советский писатель"; сотрудничал с журналами "Красная Нива", "Весёлые картинки", "Мурзилка". В качестве художника-постановщика К.В. Кузнецов участвовал в создании фильмов «Айболит» (1938) и «Сказка о царе Салтане» (1943), эскизы к которому были созданы ещё до начала Великой Отечественной войны.
К.В. Кузнецов (1886-1943) Иллюстрация к сказке «Лиса Патрикеевна», первая половина ХХ века; бумага, эстамп
К.В. Кузнецов (1886-1943) Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят», первая половина ХХ века; бумага, графитный карандаш
К.В. Кузнецов (1886-1943) Иллюстрация к сказке «Сивка-бурка»,
первая половина XX века; бумага, автолитография
К.В. Кузнецов (1886-1943) Иллюстрация к сказке «Хозяйка Медной горы», первая половина ХХ века; бумага, пастель, акварель
Прежде чем создать иллюстрацию, художник несколько раз внимательно читает текст произведения, чтобы понять его суть, характер и внешний вид героев, и думает, как рассказать обо всём написанном рисунками. Материал для иллюстраций в книге художники находят в повседневной жизни. Например, одному художнику нужно было нарисовать злую волшебницу, и он долго не мог придумать её образ. Но однажды в метро он встретил двух женщин: старуху, с носом-крючком, злыми глазами и тонкими губами, и женщину помоложе, с коротким носом, упрямым подбородком и злым взглядом. Художник долго смотрел на них и решил, что вторая женщина подходит больше: «мне нужна не просто ведьма, а злая волшебница, уберу всё лишнее, и получится тот образ, который мне нужен».
Книга – это не просто текст и изображения, это произведение искусства книжной графики. Кроме иллюстраций в качестве художественного оформления используются размер и вид шрифта, нумерация страниц, поля и заголовки, межстрочные интервалы, которые подчиняются общей идее книги. Иллюстрации в издании несут огромную смысловую нагрузку, дополняя и раскрывая сюжет книги, превращая ее из утилитарного объекта в эстетический.