Виртуальная выставка "Личность. Творчество. Жизнь" к юбилею заслуженного художника РФ Б.И. Тарелкина
Виртуальная выставка "Личность. Творчество. Жизнь" к юбилею заслуженного художника Российской Федерации Б.И. Тарелкина
Художественный дар — это талант и огромный труд одновременно. Именно сочетание дарования и неустанного ежедневного труда даёт миру самых ярких и одарённых художников. Живопись заслуженного художника Российской Федерации Бориса Исидоровича Тарелкина многогранна. Он создаёт прекрасные пейзажи, глубокие по внутреннему содержанию портреты, нежные натюрморты. Особое место в творчестве художника занимают полотна, посвящённые Великой Отечественной войне, причём он делает акцент не на сценах сражений, а на бытовых камерных сюжетах. О себе Борис Исидорович говорит так: "Я всеядный художник. Пишу и пейзажи, и натюрморты". Его живописные и графические произведения являются частью коллекции Республиканского музея изобразительных искусств.
Борис Исидорович Тарелкин у своей картины «Портрет почётного строителя Байконура И.Г. Чепайкина»
«Автопортрет». 2015. Картон, масло
Борис Исидорович Тарелкин родился в 1939 году в станице Батуринской Брюховецкого района Краснодарского края в семье казака. Главным увлечением его отца в свободное от сельскохозяйственных работ время была живопись, к которой он старался привлечь старшего сына. Но в силу обстоятельств тот не стал живописцем, а Борис Исидорович вспоминает: "Первым толчком в пробуждении страсти к живописи были акварели старшего брата". Мать будущего художника занималась домашним хозяйством и пела в казачьем хоре. От родителей младшему сыну Борису досталось всё самое лучшее: тонкий музыкальный слух и пристрастие к рисованию.
В школе увлечение мальчика заметил учитель рисования Иван Георгиевич Сегин, ставший не только наставником Бориса Тарелкина, но и другом на долгие годы. После окончания школы Борис Тарелкин продолжил учёбу в Краснодарском художественном училище, где молодые педагоги помогли будущему живописцу по-новому взглянуть на творчество.
В 1971 году Борис Исидорович Тарелкин успешно окончил художественное училище и по распределению попал в посёлок Куяр Медведевского района Республики Марий Эл. Выросшего в степи художника очаровала и покорила красота марийской земли, лесные массивы и перелески, богатство и щедрость красок природы во все времена года. Через два года Борис Исидорович переехал в столицу республики, город Йошкар-Олу, но ещё много лет ездил в Куяр на этюды. Борис Тарелкин до 1991 года был сотрудником Марийских мастерских Художественного фонда РСФСР, с 1991 года занялся свободным творчеством.
Профессиональному становлению Б.И. Тарелкина способствовали его поездки в Дома творчества "Горячий ключ" и "Академическая дача имени И.Е. Репина". Первую поездку на "Академическую дачу" Борис Тарелкин совершил с известным марийским художником Б.С. Пушковым, которому однажды показал свои работы и с которым работал на этюдах. В 1975 году Тарелкин вместе с художником З.Ф. Лаврентьевым совершал творческие поездки в Псковскую, Новгородскую, Московскую, Ленинградскую области. В результате этих поездок появились живописные полотна с изображением прекрасных древнерусских храмов и других памятников старины. По воспоминаниям Бориса Исидоровича, "творческие дачи радовали встречами со старыми знакомыми, с широко известными мастерами искусства, возможностью поучиться друг у друга, обменяться мнениями по вопросам искусства".
«Новгородская София». 1975. Холст, масло
«Псков. Мирожский монастырь». 1980. Холст, масло
Со временем живопись Бориса Тарелкина стала лиричнее, что проявилось, в первую очередь, в пейзажах и натюрмортах. Небольшого размера полотна проникнуты поэзией и согреты любовью автора. Красота и сочность цвета придают им особую привлекательность. Их хочется внимательно рассматривать, любоваться тонко прописанными деталями, отдыхать душой.
«Во власти весны». 1977. Холст, масло
«Спас». 1993. Холст, масло
Нередко художники изображают обстановку мастерских, где проходит большая часть их жизни. Известный марийский искусствовед Г.И. Прокушев в своей книге "Очерки о художниках Марий Эл" так описывает мастерскую Бориса Тарелкина: "Мы сидим с художником в его просторной мастерской. Борис Исидорович оборудовал её по своему вкусу, мебель сделал своими руками… Рабочий стол расположен у большого светлого окна. На столе лежат журналы, книги по искусству, эскизы и зарисовки. На стенах размещены наиболее дорогие сердцу живописца произведения, с которыми связаны определённые воспоминания. На мольберте – очередная картина".
В натюрморте "Распустилась берёза" Борис Исидорович изобразил тюбики краски, кисти, палитру, раскрытый альбом и другие предметы, которые воссоздают поэтическую атмосферу творчества мастерской и духовный мир художника.
«Распустилась берёза». 1992. Холст, масло
В первые годы после окончания художественного училища Борис Тарелкин создавал пейзажи, но его всё больше привлекал портретный жанр. В 1977 году его как сотрудника Марийских мастерских Художественного фонда РСФСР привлекли к созданию портретов ветеранов Великой Отечественной войны. Встречи с участниками боевых операций не только вдохновляли живописца на создание их портретов, но и заставляли внимательно прислушиваться к их рассказам и воспоминаниям об особенно памятных событиях войны. Ежедневная напряжённая работа, масса новых впечатлений, встречи с ветеранами войны, тружениками республики, представителями творческой интеллигенции обострили интерес художника к человеку.
Постоянное обращение к портретному жанру способствовало появлению в творчестве Б.И. Тарелкина интересных, не повторяющихся в композиции и живописном строе произведений. Прежде чем создавать портрет конкретного человека Борис Исидорович изучал среду и условия, в которых главный герой его картины живёт и трудится, круг его дел и интересов. И только после того, как художник учтёт все эти аспекты, появляется образ портретируемого. Все эти образы составляют портретную галерею, где художник даёт выразительный психологический анализ поколения.
«Портрет Кати Погребной». 1979. Холст, масло
«Курсант Гена Чекулаев». 1990. Холст, масло
Б.И. Тарелкин создал серию портретов художников-основоположников марийского изобразительного искусства, портрет марийского историка и языковеда К.К. Васина, врача, писателя Генри Левенштейна и других своих современников. Портреты кисти Бориса Исидоровича передают не только внешнее сходство, но и характер человека.
«Марийский литературовед и писатель Ким Васин». 1987. Холст, масло
«Колыбель художника (портрет Б.С. Пушкова)». 1997 Холст, масло
Непосредственное общение с героем портрета, конкретно-достоверные эпизоды его биографии давали Борису Тарелкину творческий импульс к рождению сюжета. К сожалению, художнику не всегда удавалось задуманное. Борис Исидорович не успел написать портрет участника войны В.А. Ракова в связи со смертью ветерана, а его биография отозвалась в творчестве художника сюжетным натюрмортом "Мастерская Василия Андреевича".
Работая над портретом "Защитник Сталинграда Г.Н. Казаринов" в 1980 году Борис Тарелкин услышал рассказ ветерана о его удивительной фронтовой судьбе: в разгар боёв под Сталинградом молодой боец был тяжело ранен, его родители получили похоронку на сына, а он выжил и вернулся домой.
«Мастерская Василия Андреевича». Вторая половина ХХ века. Холст, масло
«Ветеран» (Г.Н. Казаринов). 1995. Холст, масло
Портрет защитника Сталинграда Г.Н. Казаринова, созданный в 1980 году, стал первой картиной из серии военно-патриотических произведений в творчестве Б.И. Тарелкина. Художник говорит об этом так: "Многие произведения посвящены военной теме. Отношу себя к детям войны. В эти тяжёлые годы мы жили в хуторе на Кубани. Хорошо помню фронтовиков. В 70-е годы их было очень много, все разговоры шли о войне. Мальчишками мы играли только в войну". Разработка военной темы требовала серьезного изучения документальной литературы, воспоминаний участников войны, кинохроники, фотодокументов, произведений живописцев-фронтовиков. Накопленные факты осмысливались в набросках, зарисовках и эскизах. Картины, посвящённые Великой Отечественной войне, в отличие от работ других жанров в творчестве художника, более сдержанны по цвету.
Марийский искусствовед Г.И. Прокушев так пишет о военной теме в творчестве Б.И. Тарелкина в своей книге "Этюды о художниках Марий Эл": «Борис Тарелкин понимал всю ответственность и сложность реализации задуманного, но отступать не собирался. Он добился поездки на "Академическую дачу" в специальный "железный поток", в котором "грековцы" (Студия военных художников имени М.Б. Грекова) и другие живописцы готовились к Всесоюзной выставке "На страже завоеваний социализма", посвященной 65-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского флота. Здесь Борис Тарелкин общался с В.К. Дмитриевским, Е.А. Корнеевым, Н.Н. Соломиным и В.А. Сафроновым". Б.И. Тарелкин считал важными и нужными для себя беседы об искусстве, о творчестве, о событиях войны, психике и психологии людей. И одновременно он мог наблюдать за ходом работы над картинами.
Картина "Товарищи", созданная Б.И. Тарелкиным в 1983 году, принесла художнику всесоюзную известность. Живописное полотно экспонировалось на Всероссийской выставке "По родной стране" в городе Красноярске, на Всесоюзной выставке "На страже завоеваний социализма" в городе Москве, на Зональной выставке "Большая Волга" в городе Чебоксары. Композиция картины предельно проста: раненный в руку солдат склонился над могилой своего боевого товарища. Только что отгремел бой, в котором пал один из бойцов пулемётного расчёта. Солдат похоронил своего боевого друга, установив на могилу разбитый пулемет "Максим". Этот пулемет стал надгробием воину. Колорит картины призывает зрителя сосредоточиться на сюжете, не отвлекаясь на второстепенные детали. Художнику нужно обладать большим талантом, чтобы вот так просто рассказать о многом.
«Товарищи». 1983. Холст, масло (https://www.artmuseum.ru)
Результатом обращения Б.И. Тарелкина к теме Великой Отечественной войны также стали живописные полотна картины «Русское поле», «Бронебойщик», «Под Сталинградом. 1943», «Ветеран», «Вдовье поле» и другие произведения.
«Вдовье поле». 1987. Холст, масло
«Бронебойщик». 1984. Холст, масло
Живописные полотна Бориса Тарелкина, посвященные Великой Отечественной войне, отличаются не только композицией и колоритом, но и оптимизмом изображённых на них людей. В его картинах отразилась как в зеркале судьба целого поколения.
Б.И. Тарелкин известен в нашей республике и за её пределами, прежде всего, как живописец. При создании картины мастер делает множество набросков, из которых некоторые представляют собой законченные произведения. В 2009 году в Республиканском музее изобразительных искусств открылась выставка "Моя любовь - рисунок", на которой Борис Тарелкин предстал перед зрителем как график. Заслуженный журналист Республики Марий Эл В.В. Кузьминых, который много лет знал Бориса Исидоровича как великолепного живописца, посетив выставку его графических работ поделился своими впечатлениями: «Лишь немногим с помощью маленького кусочка чёрного графита и листа белой бумаги удается сотворить настоящие шедевры. К таким мастерам можно отнести Бориса Тарелкина».
«Портрет Г.И. Прокушева». 2008. Бумага тонированная, сепия
«Натурщик сидящий». 2008. Бумага, сепия
«Портрет В.И. Мухина». 2008. Бумага тонированная, сепия
У Б.И. Тарелкина есть ещё одна важная для него тема, которая отражена в его творчестве. Она связана с профессиональным борцом и атлетом Иваном Максимовичем Поддубным, которого называли «Иван Железный» и «Чемпион Чемпионов». О знаменитом спортсмене, который последние годы своей жизни провёл в Ейске, Борис Тарелкин узнал ещё в детстве. Более подробную информацию о Поддубном художник узнал в более зрелом возрасте, когда в Ейске открылся Мемориальный музей И.М. Поддубного. Позже он приобрел книгу о Поддубном, после прочтения которой и решил написать портрет яркой, спортивной личности. Портрет «И.М. Поддубный. Русский богатырь», написанный в 2012 году, экспонировался в Ейском художественном музее. В данный момент этот портрет находится на базе отдыха «Казачий Берег», где занимает центральное место в холле одного из корпусов. На сегодняшний день написаны ещё два портрета И.М. Поддубного.
Портрет Поддубного». Вторая половина ХХ века. Картон, масло
Один из портретов И.М. Поддубного работы Бориса Тарелкина хранится в фонде живописи Республиканского музея изобразительных искусств.
Борис Исидорович Тарелкин на протяжении всей своей жизни думал о возращении на родную Кубань. Отметив свой 80-летний юбилей выставкой в Республиканском музее изобразительных искусств в городе Йошкар-Оле, Борис Исидорович принял непростое для себя решение вернуться на родину предков. Теперь свою работу он продолжает в городе Ейске Краснодарского края, и несмотря на солидный возраст, мастер продолжает творить.