Виртуальная выставка "Образы учителей и наставников в произведениях мастеров изобразительного искусства Республики Марий Эл"
Виртуальная выставка "Образы учителей и наставников в произведениях мастеров изобразительного искусства Республики
Марий Эл"
"Если я видел дальше других, то потому,
что стоял на плечах гигантов…" (Исаак Ньютон)
По указу президента Российской Федерации 2023 год объявлен годом педагога и наставника с целью возрождения престижа профессии учителя, поднятия её на качественно новый уровень, признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность. В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранятся произведения, в которых раскрываются образы педагогов: учителей и преподавателей, наставников в семье и мастеров в профессиональной деятельности.
Наставничество родилось вместе с человечеством, ведь история человечества – это всегда передача опыта одного поколения другому. Наставниками в семье могут быть родители (или родитель), авторитетные и уважаемые родственники, знакомые, друзья, соседи, представители духовенства - то есть та категория людей, которая для отдельно взятой семьи является авторитетом. Чувствуя поддержку семьи, человек развивается не только духовно, но и добивается успехов в спорте и быстро продвигается вверх по карьерной лестнице.
И.В. Ефимов (1946 г.р.) «День прошедший», 1984; холст, пва, масло, воск
С древнейших времен в воспитании человека незаменимую роль играли педагоги, учителя, преподаватели, то есть наставники.Профессия учителя всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий: постоянный поиск ответов на вопросы и самосовершенствование.Всем известны имена выдающихся педагогов и просветителей России и зарубежья, но немногие знают, что возникновение профессии учителя уходит своими корнями в первобытную эпоху, когда любая передача жизненного опыта была тесно вплетена в трудовую деятельность. Именно тогда и появилась первая группа воспитателей: в неё входили старейшины, единственной задачей которых была забота о подготовке молодого поколения к взрослой жизни.
С развитием цивилизации и общественного сознания перед педагогами также встала задача религиозного и нравственного воспитания детей. Со временем люди заметили, что намного проще собрать сразу всех детей общины и вести с ними беседы на самые различные темы - именно так в Древней Греции появилась первая школа, создателем которой был математик и философ Пифагор.
А.Ф. Новосёлов (1939 г.р.) «Молодая учительница», вторая половина ХХ века; левкас, темпера
А.С. Бакулевский (1936-2021) «Молодой преподаватель математики», 1982; бумага, гуашь
В.А. Боголюбов (1954-2017) «Учительница», 1976; бумага, литография
А.А. Муржин (1939-2006) «Портрет педагогов Пелагеи Васильевны и Геннадия Петровича Поповых», 1992; ДВП, масло
Мастера-наставники появились ещё в доисторические времена, когда старшие учили младших соплеменников обращаться с копьём, топором, показывали, как обустроить ловушку для мамонтов и как потом приготовить мясо на костре. В эпоху Средневековья навыки рабочих профессий приобретали под руководством опытного мастера, т.е. наставника.Первым профессиональным наставником, давшим своё имя будущим поколениям педагогов и мастеров, был герой древнегреческих мифов Ментор. По преданию, у правителя Итаки Одиссея был друг по имени Ментор, который был опытен и мудр, но слишком стар для военного похода на Трою. Поэтому Ментор остался в Итаке и по просьбе Одиссея всё это время учил и воспитывал его сына Телемаха, передавая наследнику свои знания и мудрость, а также опекал жену Одиссея Пенелопу.
В современном мире ментором (от лат. «наставник, учитель, мастер») называют человека, который оказывает всяческую поддержку, наставляет, обучает и помогает достичь целей. В настоящее время наставником является опытный сотрудник рабочего коллектива организации, который выступает в качестве источника профессиональных знаний, помогает адаптироваться к работе организации и быстрее включиться в рабочий процесс.
Б.И. Осипов (1894-1977) «Портрет колхозницы колхоза «Социализм», вторая четверть ХХ века; холст, масло
Ю.С. Белков (1924-2014) «Портрет заслуженной артистки РСФСР, народной артистки МАССР А. Александровой», вторая половина ХХ века; холст, масло
Ю.С. Белков (1924-2014) «Портрет передовика Витаминного завода Шахтариной Л.», 1983; холст, масло
И.А. Кононов (1946 г.р.) «Звеньевая», 1989; алюминий, литьё
Педагог – это не просто профессия, это миссия, и поэтому с учителей и наставников спрос особый. Более того много прославленных мыслителей, писателей, философов, музыкантов, художников имели то или иное отношение к учительскому делу. Они организовывали свои школы, а их ученики и последователи развивали и дополняли идеи своих наставников. В марийском крае развитие изобразительного искусства началось в 1920-1930 годы и связано с творческой и общественной деятельностью Александра Григорьева (1891-1961), Елизаветы Атлашкиной (1879-1966), Константина Егорова (1897-1937), Павла Горбунцова (1894-1972), Александры Платуновой (1896-1966) и других. Мастера изобразительного искусства разных поколений Республики Марий Эл способствуют становлению и развитию многих видов художественного творчества, книгоиздательского дела, искусства геральдики, монументального, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Многие художники Республики Марий Эл считают своим учителем и наставником Александра Владимировича Григорьева, известного художника,заслуженного деятеля искусств Марийской АССР, педагога, общественного деятеля, академика, который одним из первых живописцев в марийском крае получил профессиональное образование. А.В.Григорьев был инициатором открытия в городе Козьмодемьянске в 1919 году музея с картинной галереей и свободных художественных мастерских.
А.В. Григорьев был одним из основателей и председателем (до 1927 года) Ассоциации художников революционной России (АХРР) и объединения "Союз советских художников", работал заместителем директора Третьяковской галереи, художественным редактором Госиздата, заведующим отделом Музея Революции. Александр Григорьев был не только наставником, но и другом многих известных художников, которые называли его «ходячей энциклопедией искусства»: он досконально знал историю мирового изобразительного искусства, встречался со многими великими художниками и свои феноменальные знания передавал своим ученикам. Особенно к нему тянулись студенты художественных вузов, которые под его руководством проходили практику.
З.Ф. Лаврентьев (1933-2020) «А.В. Григорьев», 1990; ДВП, масло
В.Н. Савельев (1947-2018) Аверс и реверс медали «Александр Григорьев», вторая половина ХХ века; бронза, литьё
А.С. Бакулевский (1936-2021) «Портрет А.В. Григорьева», 1990; бумага, ксилография
С.В. Яндубаев (1957 г.р.) «Портрет художника А. Григорьева», 1991; бронза, литьё
Наставник всегда «смотрит» с высоты собственного опыта, что позволяет его подопечному «проходить» профессиональный путь быстрее и с меньшим количеством критических ошибок. Наставником приехавших в нашу республику молодых художников, таких как А.И. Бутов, Б.С. Пушков, С.Ф. Подмарев, Н.П. Карпов и многих других, являлся также Павел Тимофеевич Горбунцов. Именно эти художники наградили П.Т. Горбунцова эпитетом «патриарх марийской живописи»: на даче Горбунцова проходили творческие встречи, на которых закладывались основы марийского пейзажа, в последствии ставшего ведущим жанром в изобразительном искусстве края. И именно эти художники вместе со своим наставником способствовали возникновению такого жанра, как пейзаж-картина, характерной лирико-эпическим звучанием, романтикой, сочной живописью, чистым, звонким цветом. А они в свою очередь были учителями будущих поколений мастеров изобразительного искусства Республики Марий Эл.
Б.С. Пушков (1931-2014) «Портрет Горбунцова», 1972; холст, масло
Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) «Портрет А.И. Бутова», вторая половина ХХ века; холст, масло
Б.И.Тарелкин (1939 г.р.) «Колыбель художника (Портрет Б.С.Пушкова)», 1997; холст, масло
А.И. Бутов (1935-1993) «Портрет С.Ф. Подмарева», 1974; картон, масло
Профессия педагога – единственная профессия, создающая все остальные. Без хороших учителей не было бы выдающихся учёных, инженеров, врачей, писателей, художников и многих других. Когда мы говорим о роли педагога в процессе обучения, это касается не только учёбы, но и всех аспектов жизни. Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства, и талантливые педагоги так же шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов.