Виртуальная выставка, посвящённая 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

2 февраля 2023

Виртуальная выставка, посвящённая 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

«…Я не участвую в войне, 
Война участвует во мне...»
(Ю.Д. Левитанский)

2 февраля 2023 года Россия отмечает важную дату в мировой истории - 80-летие разгрома немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве. Эта победа в одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны переломила ход Второй мировой войны и закончилась полной победой советских войск. В Волгограде (современное название города Сталинград) и во многих других российских городах проводятся праздничные мероприятия, посвященные 80-й годовщине Победы в Сталинградской битве.

В Республиканском музее изобразительных искусств Марий Эл собраны произведения, в которых отражён подвиг народа, переломившего исход Сталинградской битвы при численном и техническом превосходстве врага. Обращаясь к теме Великой Отечественной войны, вспоминая своё участие в боевых действиях или пережитые в детстве лишения суровых военных лет, рассказы родителей и дедов, художники создавали и создают композиции, в которых оживают картины военного времени.

После поражения под Москвой, вермахт уже не имел возможности для наступления по всему фронту. Поэтому германское командование выбрало в качестве стратегической цели на лето 1942 года одно направление - Кавказ с его богатыми ресурсами, прежде всего нефтью, которая была как воздух необходима немецкой армии для продолжения боевых действий. Гитлер отдал приказ взять Сталинград любой ценой, так как этот город на Волге был важнейшим транспортным и промышленным центром. Но не только в этом была причина: вероятно, фюрер намеревался захватить город, который носит имя вождя СССР, и подавить дух врага, и вовлечь в войну "сомневающихся" на тот момент Турцию и Японию.

Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе шла ожесточенная битва. В ней участвовало с обеих сторон на разных этапах боевых действий больше двух миллионов человек. По размаху и напряженности боевых действий Сталинградская битва превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории.

По характеру боевых действий это сражение делится на два периода: оборонительный, продолжавшийся с 17 июля по 18 ноября 1942 года, целью которого была оборона города Сталинграда, и наступательный, начавшийся 19 ноября 1942 года и завершившийся 2 февраля 1943 года разгромом группировки немецко-фашистских войск.

В военное время художники-бойцы всё равно оставались художниками, создавая рисованную летопись суровых фронтовых лет и солдатского быта: кратковременные наброски, акварели, сделанные с натуры, на поле боя, в штабе, блиндаже, в партизанском лесу, в редкие минуты затишья и отдыха.

Г.М. Осокин (1922-1992) "Пленный фашист", 1940-е; бумага, тушь, перо, чёрная акварельВ.М. Козьмин (1912-1985) "Фронтовые зарисовки", 1943; бумага, графитный карандаш

Г.М. Осокин (1922-1992) "Пленный фашист", 1940-е; бумага, тушь, перо, чёрная акварель        В.М. Козьмин (1912-1985) "Фронтовые зарисовки", 1943; бумага, графитный карандаш

 

Почётный художник Студии военных художников имени М.Б. Грекова Пётр Иванович Баранов все 200 дней и ночей боёв находился в Сталинграде. Он был командиром взвода 109-го инженерно-минёрного батальона 5-й инженерно-минёрной бригады РГК. После окончания Иркутского художественного техникума он поступил в Московский институт изобразительных искусств, где учился у И.Э. Грабаря, Н.Э. Радлова и М.С. Родионова. В 1941 году на следующий день после защиты диплома Пётр Баранов ушел на фронт. В короткие часы отдыха он устраивался поудобнее, вытаскивал блокнот, карандаш и начинал работать. Всё интересовало Баранова: и искорёженная пушка, и разбитые окопы. Но особенно он любил рисовать лица своих боевых товарищей, создавая в своих рисунках образ солдата, защитника Сталинграда. 

П.И. Баранов (1914-2000) "На огненных рубежах Сталинграда". Серия "Сталинградская битва", 1980; бумага, цветная линогравюраП.И. Баранов (1914-2000) "На огненных рубежах Сталинграда". Серия "Сталинградская битва", 1980; бумага, цветная линогравюра

Рисунки, сделанные в Сталинграде, возвращают нас в тревожное прошлое. Они ценны не только своей документальностью. В каждый рисунок вложено огромное чувство. Оттого они волнуют и заставляют нас думать и сопереживать. В этом их эстетическая и художественная ценность. Эти замечательные документы эпохи являются подлинными памятниками героическому времени, героическому народу.

П.И. Баранов (1914-2000) "Отстоим Сталинград". Серия "Сталинградская битва", 1976; бумага, цветная линогравюраП.И. Баранов (1914-2000) "Отстоим Сталинград". Серия "Сталинградская битва", 1976; бумага, цветная линогравюра

Минёры 5-й инженерно-минёрной бригады разминировали берега реки Царицы и завод "Красный Октябрь". После этих работ появились рисунки "Мост через реку Царицу" и "Минёры 5-й инженерно-минной бригады разминируют завод "Красный Октябрь". Прошедший всю войну строевым офицером в сапёрных войсках Пётр Иванович Баранов демобилизовался в звании майора и был награждён орденами «Красной Звезды» и "Отечественной войны II степени", медалями "За боевые заслуги" и «"За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

П.И. Баранов (1914-2000) "Сталинград. Победа". Серия "Сталинградская битва" 1970; бумага, линогравюра

П.И. Баранов (1914-2000) "Сталинград. Победа". Серия "Сталинградская битва" 1970; бумага, линогравюра

Работы военных серий П.И. Баранова экспонировались более чем на 150 выставках, печатались на страницах центральных советских газет и журналов: "Правда", "Красная Звезда", "Огонек", "Смена", "Советский воин" и других. Также его произведения находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Центрального музея Вооруженных сил, а также в частных и музейных собраниях в России и за границей. В послевоенные годы Пётр Иванович Баранов создавал книжные иллюстрации, графические и живописные работы на бытовые и батальные темы, проявил себя как мастер лирического пейзажа.

 

Заслуженный художник России Борис Исидорович Тарелкин родился  Краснодарском крае в 1939 году, и его детство выпало на тяжёлые военные годы. К осени 1942 года немецкие войска захватили большую часть Кубани и Северного Кавказа.  Гитлеровские войска с сознательной, ужасающей жестокостью уничтожали население на захваченных землях, планомерно и методично разрушали промышленные, железнодорожные объекты, музеи, театры, школы, больницы.  Б.И. Тарелкин говорит о своём творчестве так: «Многие мои произведения посвящены военной теме. Отношу себя к детям войны. В эти тяжёлые годы мы жили в хуторе на Кубани. Хорошо помню фронтовиков. В 70-е годы их было очень много, все разговоры шли о войне. Мальчишками мы играли только в войну. Моё творчество началось с портретов фронтовиков».

В 1971 году Тарелкин окончил Краснодарское художественное училище и по распределению попал в посёлок Куяр Республики Марий Эл, а затем переехал в её столицу, город Йошкар-Олу. 

Известный искусствовед Г.И. Прокушев так пишет о военной теме в творчестве Б.И. Тарелкина в своей книге "Этюды о художниках Марий Эл": "Разработка военно-патриотической темы требовала серьёзного изучения документальной литературы, воспоминаний участников войны, кинохроники, фотодокументов, произведений живописцев-фронтовиков. Накопленные факты осмысливались в эскизах, и их требовалось воплотить на холсте. Борис Тарелкин понимал всю ответственность и сложность реализации задуманного, но отступать не собирался. Молодость придавала уверенность, хотелось проверить себя в настоящем деле. Он добился поездки на "Академическую дачу" в специальный "железный поток", в котором "грековцы" (Студия военных художников имени М.Б. Грекова) и другие живописцы готовились к Всесоюзной выставке "На страже завоеваний социализма", посвященной 65-й годовщине Советской Армии и Военно-Морского флота. Здесь Борис Тарелкин общался с В.К. Дмитриевским, Е.А. Корнеевым, Н.Н. Соломиным и В.А. Сафроновым".  Б.И. Тарелкин считал важными и нужными для себя беседы об искусстве, о творчестве, о событиях войны, психике и психологии людей. И одновременно он мог наблюдать за ходом работы над картинами.

Живописные полотна Бориса Тарелкина, посвященные Великой Отечественной войне, отличаются не только композицией, но и оптимизмом людей, изображенных на них. В его картинах  отразилась как в зеркале судьба целого поколения. Не меньший интерес представляет подготовительный этап к созданию картины, выливающийся в целые серии рисунков. Среди множества мастерски сделанных художником набросков есть цельные, законченные произведения, выполненные карандашом.

Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) Б.И. Тарелкин (1939 г.р.)

 

 

Многофигурная композиция "Под Сталинградом. 1943" стала новым достижением Бориса Исидоровича Тарелкина в разработке батальной картины. На фоне мощного немецкого танка со сдвинутой взрывом башней разворачивается сцена пленения и сдачи оружия остатками армии Паулюса. Точно передано состояние пленных немцев, раненых, обмороженных, замотанных в тряпье, утративших недавний лоск и ожидающих своей участи. Офицер еще сохраняет спокойствие, но в глубине души понимает логичность финала. В противоположность пленным, советские воины чувствуют себя хозяевами положения: они поторапливают пленных, не скрывая презрения к ним. В то же время они испытывают сострадание к вчерашнему врагу, к незавидной доле пленных. Для достоверности изображения художник изучал кинохронику военных лет, связанную со Сталинградской битвой, и старался показать, что герои – это обыкновенные люди, которые нашли в себе силу и мужество встать против армии врага и победить. 

 Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Под Сталинградом. 1943", 1985; холст, масло Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Под Сталинградом. 1943", 1985; холст, масло

Ещё одна картина Б.И. Тарелкина, посвящённая Великой Отечественной войне,  рассказывает о подвиге советского солдата. В картине "Бронебойщик", как пишет в своей книге "Этюды о художниках Марий Эл" искусствовед Г.И. Прокушев, "художник показывает последние секунды перед броском связки гранат. В собранной в пружину фигуре солдата, в его хладнокровном мужественном лице угадывается опыт и уверенность. Настало мгновение, когда нужно действовать быстро и наверняка. Сейчас от силы броска, меткости попадания зависят и судьба, и жизнь, и доброе имя солдата. Товарищ его погиб, патроны кончились, отброшено в сторону за ненадобностью противотанковое ружье, теперь все зависит только от него. Немигающие глаза, устремленные в сторону танка, плотно сжатые губы, напряжение всех мышц в едином движении – все это свидетельствует о собранности, мужестве, силе воли, воинском умении солдата. Бронебойщик находится в укрытии, и зритель понимает, что это не первый его бой".

Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Бронебойщик", 1984; холст, маслоБ.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Бронебойщик", 1984; холст, масло

Б.И. Тарелкин этюд к картине "Бронебойщик"Б.И. Тарелкин этюд к картине "Бронебойщик"

Этюды к картине Б.И. Тарелкина "Бронебойщик"

Главным героем картины Бориса Тарелкина "Народный маршал" является всемирно известный полководец, четырежды Герой Советского Союза, один из главных творцов Победы в Великой Отечественной войне Георгий Константинович Жуков. Современники вспоминают его как человека широкоплечего, крепкого, с волевым лицом и строгими складками между бровями. Внешность отражает характер Г.К. Жукова: прямой, открытый, решительный. На картине Б.И. Тарелкина мы видим действительно "маршала Победы", как называли и называют Г.К. Жукова в народе. И именно он 24 июня 1945 года принимал Парад Победы на Красной площади в Москве. Многофигурная композиция "Народный маршал" с успехом экспонировалась в Москве на Всероссийской выставке, посвящённой 50-летию Победы.

Б.И. Тарелкин этюд к картине "Народный маршал"Б.И. Тарелкин этюд к картине "Народный маршал"

Этюды к картине Б.И. Тарелкина "Народный маршал"

Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Народный маршал", 1981; холст, маслоБ.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Народный маршал", 1981; холст, масло

На картине "Ветеран" Борис Исидорович воплотил образ реального защитника Сталинграда Г.С. Казаринова, портрет которого был написан художником ещё в 80-е годы ХХ века. В картине образ конкретного участника войны приобрел символическое значение. 
В 2002 году картина "Ветеран" экспонировалась на региональной выставке, посвященной 55-летию Победы, в Волгограде.

Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Ветеран", 1995; холст, масло

Б.И. Тарелкин (1939 г.р.) "Ветеран", 1995; холст, масло

Сохранившиеся немногочисленные наброски и акварели, сделанные художниками-фронтовиками, являются не только произведениями искусства военного времени, но и документами истории. Сталинградская битва - один из переломных моментов Великой Отечественной войны. Для гитлеровской Германии поражение под Сталинградом стало началом конца, а для советских воинов и гражданского населения, которые увидели колоссальные разрушения, пережили гибель близких людей, испытали голод, холод и другие страдания, это стало началом долгожданной Победы.