Виртуальная выставка "Хранитель времени", посвящённая художнику-реставратору В.Н. Ершову

29 июня 2022

Виртуальная выставка
"Хранитель времени"

1 июля в России – профессиональный праздник реставраторов, учреждённый Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в 2006 году.

Дата проведения праздника была выбрана неслучайно: именно в этот день в 1945 году в Ленинграде были основаны государственные архитектурно-реставрационные мастерские для восстановления памятников, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. А еще с октября 1941 года и на протяжении всей блокады в Ленинграде действовал специализированный Аварийно-восстановительный батальон, в состав которого входило около 150 специалистов, занимавшихся сохранением памятников, укреплением и фиксацией разрушений, обмерами и консервацией поврежденных исторических сооружений.

Реставрация (от лат. "restauratio" - "восстановление") – укрепление и восстановление повреждённых памятников истории, культуры и искусства, одним из самых сложных направлений которой является реставрация картин - в частности масляной живописи на холсте.

Реставратор – мастер, обладающий целым комплексом профессиональных и личностных качеств: творческие способности и художественный вкус, склонность к кропотливой мелкой работе, интуитивное мышление, развитая зрительная и тактильная память, способность к конструированию и проектированию, и, конечно, любовь к искусству. Ежедневная кропотливая работа по восстановлению и сохранению работ великих мастеров прошлых эпох почти никому не заметна: реставраторы, как врачи, они тоже носят белые халаты и используют медицинские инструменты - скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны, и их главный принцип «не навреди».

В работе реставратора выделяют три основных этапа: консервация, раскрытие (расчистка) и реконструкция (восстановление первозданного вида вещи). Самая важная часть реставрации - консервация, цель которой остановить процессы разрушения и обеспечить целостность и сохранность произведения на долгий срок. 

Этапы восстановления картины "Рыбак" из фондов Республиканского музея изобразительных искусств

Этапы восстановления картины "Рыбак" из фондов Республиканского музея изобразительных искусств

Художники-реставраторы часто сталкиваются в своей работе с осыпанием красочного слоя или грунта, трещинами красочного слоя (кракелюр), повреждениями основы - холста или доски, поверхностными загрязнениями или потемнениями лака, утратами фрагментов живописи. Конечно, свои секреты по методике и технике реставрации специалисты не раскрывают, но профессионально и внимательно относятся к каждому отдельному случаю.

Для каждого произведения вырабатывается определенная методика работы и все усилия сводятся к восстановлению живописного произведения с минимальным вмешательством в авторский замысел, строго следуя выработанной методике. Реставратор способен вдохнуть в шедевр новую жизнь, но в то же время ценой его ошибки может стать утрата произведения. Главное правило реставратора гласит: максимальное сохранение произведения и минимальное вмешательство кисти реставратора.

До появления профессии реставратора, реставрационными работами занимались художники, которые использовали совсем иные принципы и методы.  Картины реставрировались непрофессионально: они дописывались, переписывались, обновлялись, а иконы могли быть переписаны глобально. Бывали случаи, когда художники, реставрируя икону с одним сюжетом, писали поверх него совершенно другой сюжет.

Первые упоминания о реставраторах встречаются еще в средневековых документах, а в XVII - XVIII веках в Европе уже появляются школы профессиональной реставрации. Их появление имеет для искусства огромное значение, поскольку до этого к картинам и другим произведениям относились как к вещам, которые можно подновить или переделать на свой вкус. В России Научно-реставрационный центр музейных ценностей и памятных предметов был создан только в 1957 году, и сейчас реставрация является наукой, которая включает в себя изучение памятника, его фотофиксацию на разных этапах работы, коллегиальное обсуждение, широкую гласность и постоянный контроль за выполненной работой. Воссоздание произведения ведется обратимыми методами, с использованием материалов подобных, но отличных от авторских. Делается это для того, чтобы в любой момент реставратор мог вернуться к началу своей работы и изменить сделанное ранее.

В фондах Республиканского музея изобразительных искусств хранятся живописные и графические работы, которые получили вторую жизнь, благодаря мастерству художника – реставратора Валерия Николаевича Ершова (1946 - 2022), повернувшего время вспять.

Художник-реставратор Валерий Николаевич ЕршовБ.И.Тарелкин "Портрет Ершова Валерия Николаевича", 1998 (из фондов  Культурно-исторического музейного  комплекса г.Козьмодемьянска)

Художник-реставратор Валерий Николаевич Ершов
Б.И.Тарелкин "Портрет Ершова Валерия Николаевича", 1998, холст, масло (из фондов
Культурно-исторического музейного  комплекса г.Козьмодемьянска)

Валерий Николаевич Ершов родился 23 января 1946 года в п. Илеть Звениговского района Марийской АССР, где в 2003 году построил часовню.  В 1971 году поступил учиться в Марийское республиканское художественное училище, по окончании которого в 1974 году стал директором Детской художественной школы № 1 г. Йошкар-Ола, проработав в этой должности до 2001 года.

В 70-80-е годы ХХ века В.Н.Ершов был единственным художником-реставратором Приволжья: ему привозили на реставрацию картины из Татарстана, Кировской и Нижегородской областей.

В середине 70-х годов Валерий Ершов работал с художниками-реставраторами из Москвы, которые восстанавливали иконы в храме села Семёновка. Проработав с ними некоторое время и выполняя их небольшие поручения, он так влился в процесс, что решил получить профессию реставратора. В 1976 году он поступает во Всесоюзный (сейчас Всероссийский) художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря в Москве, где более 10 лет учился на реставратора по специальности станковая живопись и темперная живопись. В это же время становится реставратором Республиканского музея изобразительных искусств, Национального музея им. Т.Евсеева, Козьмодемьянского художественно-исторического музея им. А.В.Григорьева.

Приобретя уникальную и редкую для Республики Марий Эл профессию реставратора, В.Н.Ершов вёл активную работу по восстановлению художественных полотен, икон, предметов, выполненных из дерева, металла и керамики. В одном из интервью он поделился своим пониманием работы художника-реставратора: "Реставрация – это очень специфическое отношение человека к своей судьбе. То есть, самого себя здесь уже нет, есть только то, что тебе интересно". Главной задачей работы художника-реставратора он считал – сохранить, не дать погибнуть предмету искусства. Сам мастер свою профессию сравнивал с работой врача: у некоторых произведений искусства бывают заболевания, и реставратору приходится бороться за жизнь картины.

Благодаря работе Валерия Ершова были спасены картины конца XIX — начала ХХ века, в которых был повреждён, или, как говорят художники-реставраторы, "угас" красочный слой. По словам специалистов, это всегда кропотливый труд, у которого есть свои определенные этапы. Одним из важнейших моментов деятельности реставратора является документирование процессов исследования, консервации и реставрации произведения. Профессиональная документация включает в себя текстовую, фотографическую (цветные и черно-белые фотографии), графическую (схемы, таблицы, чертежи, графики). Основным документом, утвержденным Министерством культуры РФ, является реставрационный паспорт художественного произведения – главный документ, который фиксирует состояние художественного произведения до реставрации, содержит информацию об истории создания, описание всех реставрационных мероприятий, а также рекомендации по дальнейшему хранению.

Реставрационный паспорт художественного произведения

Реставрационный паспорт художественного произведения

После заполнения паспорта начинается процесс реставрации: как правило, снимается лак, реставрируются повреждения, вмятины и пузырьки, порезы и трещины, восстанавливается целостность холста, укрепляется красочный слой, в завершение процесса картина снова покрывается лаком. Когда спасти полотно невозможно, проводится консервация – процесс, во время которого используются высокотехнологичные материалы для защиты от воздействия со стороны.

Профессия реставратора чрезвычайно сложна и увлекательна, требует огромных сил, но при этом она и её герои остаются за кадром. Реставраторы — "бойцы невидимого фронта" в мире искусства. Но есть ли что-то более потрясающее, чем возвращать миру красоту?

 

Картины из фондов Республиканского музея изобразительных искусств, отреставрированные В.Н.Ершовым:

К.Ф.Егоров "Автопрортрет", 1934, х.м. Фото картины К.Ф.Егорова "Автопортрет"  до реставрации

К.Ф.Егоров "Автопрортрет", 1934, х.м.
Фото картины К.Ф.Егорова "Автопортрет" до реставрации

 

Неизвестный художник "Рыбак", 2-я половина XIX в.Фрагмент картины "Рыбак"  в процессе расчистки

Неизвестный художник "Рыбак", 2-я половина XIX в.
Фрагмент картины "Рыбак" в процессе расчистки

 

Ф.В.Сычков "Супруги Серебряковы"Картина "Супруги Серебряковы" до реставрации

Ф.В.Сычков "Супруги Серебряковы"
Картина "Супруги Серебряковы" до реставрации

 

Кольберг "Портрет герцога делла Ровера"В.К.Тимофеев "Портрет женщины в бордовом платье"

Кольберг "Портрет герцога делла Ровера"
В.К.Тимофеев "Портрет женщины в бордовом платье"

 

Картины в законсервированном состоянии:

В.К.Тимофеев "Портрет женщины", 1963-1965В.К.Тимофеев "Мужской портрет"

В.К.Тимофеев "Портрет женщины", 1963-1965
В.К.Тимофеев "Мужской портрет"