Виртуальная выставка, посвящённая Международному дню музыки

1 октября 2022

Виртуальная выставка, посвящённая Международному дню музыки

«Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках» (Д.Д. Шостакович)

Музыка – величайшее изобретение человечества, которое сопровождает общество с момента его зарождения. Музыка отражает традиции и обычаи разных народов. Неудивительно, что у такого уникального культурного феномена есть свой праздник – Международный День музыки, который отмечается ежегодно 1 октября. В 1973 году эту дату утвердил Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО, тем самым признав роль музыки в деле сплочения народов и обмена культурным опытом. В России Международный день музыки впервые отметили в 1996 году, посвятив его 90-летию со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича.

По мнению учёных, музыка появилась одновременно с речью: сначала первобытные люди, выполняя коллективную работу, издавали определенные повторяющиеся звуки, чтобы задать ритм и согласовать свои действия, позднее они начали дополнять мелодичными звуками танцы. Звуки музыки приятны человеческому уху, легко воспринимаются, поэтому музыка не просто прижилась в первобытном обществе, но и стала движущей силой его развития. В африканской пустыне археологи обнаружили наскальные рисунки древних племен, на которых изображены люди с диковинными приспособлениями в руках. Учёные предположили, что это были первые музыкальные инструменты.

В фондах Республиканского музея изобразительных искусств собраны произведения художников, графиков и скульпторов Марий Эл на музыкальную тему.

А.Н. Винокуров (1948 г.р.) «Музыканты», 1981;

А.Н. Винокуров (1948 г.р.) «Музыканты», 1981;
дерево, металл, гальванопластика

А.В. Козьмин (1947-1999) «Сафо», 1981В античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. На контррельефе скульптора Анатолия Владимировича Козьмина изображена Сафо (или Сапфо) - древнегреческая лирическая поэтесса, чье творчество со времен античности считается образцовым. Сафо часто декламировала свои строки, сопровождая их игрой на лире (от греч. «печальный, тоскливый» - один из древнейших музыкальных инструментов). Сафо покоряла слушателей не только красотой и мудростью своего стиха, но и одухотворённым исполнением. В историю мировой литературы творчество знаменитой поэтессы вошло под названием «сапфического».

А.В. Козьмин (1947-1999) «Сафо», 1981;
алюминий, чеканка

Музыка – единственный язык в мире, который понимают все люди. У каждого народа свои музыка и  музыкальные инструменты, народная (или национальная) музыка не сочиняется, ей обучаются по памяти, слушая игру или пение других музыкантов. С древних времен люди окружали свою жизнь песнями, танцами и музыкой, исполняемой на различных народных инструментах. Любой народный музыкальный инструмент способен раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре своего народа. Наши предки делали музыкальные инструменты из тех материалов, что были у них под рукой: из дерева, кожи, кости, глины, а позднее из металла, и этим инструментам приписывалась особая магическая сила.
 

Кыргызская музыка примечательна тем, что созвучна с природой и жизнью в горах. Тексты многих песен рассказывают о буднях кочевников, и даже в композициях, где нет слов, тонко передано соответствующее настроение. В Кыргызстане есть множество музыкальных инструментов, самым распространенным среди которых является комуз - трехструнный инструмент, напоминающий небольшую гитару. На картине Алексея Александровича Бровцына «Манас (певец)» изображён манасчи, пересказывающий киргизский народный эпос «Манас». Центральной фигурой эпоса является образ хана-богатыря Манаса, вокруг которого сгруппированы все события и персонажи. Сказители имели всеобщее уважение и почёт, зачастую исполнение «Манаса» выступало в качестве своеобразной лечебной помощи людям и животным.

А.А. Бровцын (1908-1981) «Манас (певец)», 1943

А.А. Бровцын (1908-1981) «Манас (певец)», 1943; 
бумага, гуашь

Музыка марийского народа была тесно связана с обрядами. Среди национальных музыкальных инструментов были особенно распространены: тўмыр (барабан), шиялтыш (свирель), пуч (труба), шўвыр (волынка), шўшпык (глиняный соловей), кўсле (гусли), ия ковыж (двухструнная скрипка).

Самые распространенные музыкальные инструменты - кўсле (гусли) и шўвыр (волынка), и люди, играющие на них, всегда были в огромном почёте: их приглашали на торжества, обрядовые церемонии и религиозные языческие праздники.

До XVII века на гуслях играли только мужчины из-за того, что женщины на моления в священных рощах не допускались. Со временем на гуслях начали играть женщины, они же постепенно стали использовать музыку гуслей в быту.

З.Ф. Лаврентьев (1933-2020) «Гусли-самогуды», 1972А.С. Бакулевский (1936-2021) «Гусляр», 2003;

З.Ф. Лаврентьев (1933-2020) «Гусли-самогуды»
(Серия иллюстраций к марийским народным сказкам «Сказки лесов»), 1972; 
бумага, тушь, перо,цветной карандаш

А.С. Бакулевский (1936-2021) «Гусляр», 2003;
бумага, акварель, гуашь

П.М. Кожин (1905-1975) «Гуслярка», вторая половина ХХ векаС.С. Алдушкин (1967 г.р.) «Горномарийки, играющие на гуслях», 2009

П.М. Кожин (1905-1975) «Гуслярка», вторая половина ХХ века
фарфор, роспись

С.С. Алдушкин (1967 г.р.) «Горномарийки, играющие на гуслях», 2009; бумага, акварель

 

Предлагаем возможность насладиться волшебным звуком гуслей:

Фрагмент выступления дуэта гуслярш в Национальной художественной галерее

Раньше трудно было представить марийскую деревню без волынки («шÿвыр», от слова «шÿвыроҥ» - «пузырь»). Мелодию, которую извлекали из волынки, древние марийцы считали магической и способной вызывать чувство раскаяния у провинившихся, а плясовые мелодии способны всколыхнуть всех. Основная обрядовая функция инструмента – свадебная церемония, в проведении которой волынка до сих пор является "желанным гостем".

Н.В. Яндубаева «Домовик с волынкой», 1992Б.С. Пушков «Потрет Шабердина», 1981

Н.В. Яндубаева (1960 г.р.) «Домовик с волынкой»,1992; керамика, вощение

Б.С. Пушков (1931-2014) «Потрет Шабердина», 1981; холст, масло

У марийского народа традиционно волынка (шÿвыр) используется в дуэте с другим музыкальным инструментом - двусторонним барабаном (тÿмыр). С помощью тÿмыра в старину собирали народ на военные или племенные сборы, извещали о начале обрядов и праздников. В настоящее время барабан чаще всего используется для создания ритма традиционных  марийских танцев.

Музыканты Александр и Сергей Речкины исполняют марийскую мелодию на баяне и барабане (тўмыр)

 

А.В. Козьмин «Музыканты», 1976Г.В. Зыков (1940 г.р.) «Праздник», 1984

А.В. Козьмин (1947-1999) «Музыканты», 1976;
алюминий, чеканка

Г.В. Зыков (1940 г.р.) «Праздник», 1984;
дерево, береста, резьба

На картине лауреата Государственной молодёжной премии Республики Марий Эл имени О. Ипая Сергея Валериановича Евдокимова «Зов предков» изображен молодой человек, созывающий народ на праздник при помощи древнейшего духового  инструмента пуч (труба, рог), который в старину существовал в трёх видах: тӧтрӧт пуч (сигнальная труба), ӱдыр пуч (девичья труба), сӱрем пуч (труба праздника Сӱрем или урожайная труба).

С.В. Евдокимов (1961 г.р.) «Зов предков», 1995

С.В. Евдокимов (1961 г.р.) «Зов предков», 1995; холст, масло.

Ещё одним национальным инструментом марийского народа является марла гармонь (марийская гармоника), которая появилась в результате культурного влияния разных народов, по соседству с которым жили марийцы. Гармоника раньше появилась у горных мари, чему способствовало территориальное расположение - водное сообщение, близость к центру Российского государства и многое другое. Переняв у других народов (прежде всего у русских и татар), марийцы переконструировали гармонику на свой лад – так появилась марла гармонь (или ик радан гармонь). Этот музыкальный инструмент появился позднее, чем все остальные марийские музыкальные инструменты, и в деревнях некоторых районов Марий Эл существует и в настоящее время.

И.А. Кононов (1946 г.р.) Триптих «Пеледыш», 1985

И.А. Кононов (1946 г.р.) Триптих «Пеледыш», 1985;
дерево, резьба

А.С. Бакулевский Серия «Русские романсы», 1991До XVII века музыкальные инструменты являлись частью религиозных или бытовых сцен, но никогда не были отдельной темой картины. «Изобретателем» натюрморта с музыкальными инструментами, или музыкального натюрморта, считается Эваристо Баскенис, который создавал натюрморты с привычными предметами (фрукты, дичь, рыба, вазы), но добавлял к ним музыкальные инструменты. Народный художник Российской Федерации Александр Сергеевич Бакулевский в одной из своих графических работ из серии «Русские романсы», наоборот, использует музыкальный инструмент, гитару, в качестве главного героя натюрморта.

А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия «Русские романсы», 1991;
бумага, ксилография

Прототипом гитары и других струнных музыкальных инструментов стала лира да браччо (от итал. «ручная лира»), форма которой повлияла на их конструкцию. А своим названием гитара обязана латыни: греческое слово «кифара» после крушения Западной Римской империи трансформировалось в латинское «cithara», а позднее в романо-германских языках стало звучать как «guitar». Современный облик гитары складывается к концу XVIII века: шесть струн, удобный корпус с вырезами для лучшего удержания и круглым отверстием в центре. Гитара на сегодняшний день является самым популярным музыкальным инструментом в мире: она используется в составе оркестра, музыкальной группы, а также для сольных выступлений.

К.В. Кузнецов «Бесстрашный сеньор», первая половина XX века А.С. Бакулевский Серия «Русские романсы», 1991

К.В. Кузнецов (1886-1943) «Бесстрашный сеньор»
(иллюстрация к сказке), первая половина XX века;
бумага, гуашь, тушь, акварель

А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия «Русские романсы», 1991;
бумага, ксилография

История происхождения одного из самых народных и популярных в России музыкальных инструментов – балалайки – затерялась в веках, но уже в Х веке арабский путешественник увидел балалайку у русских купцов, о чём и написал в своих путевых заметках. А в XIX веке русский купец Василий Андреев решил популяризировать балалайку и создал музыкальный кружок, и как писал Фёдор Шаляпин «…ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир.». Мировая премьера русского музыкального инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.

К.В. Кузнецов Роспись к подносу «Девушка с балалайкой», первая половина XX века

К.В. Кузнецов (1886-1943) Роспись к подносу «Девушка с балалайкой»,
первая половина XX века; бумага, гуашь, тушь

Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого музыкального произведения, ведь не случайно скрипку называют «королевой оркестра». Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят человека в другое измерение и, возможно, не случайно неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола»), связана с тем, что Леонардо да Винчи при создании картины приглашал музыкантов, играющих на струнных музыкальных инструментах.

В.А. Боголюбов «Мечта», 1970 И.М. Ямбердов «Сестры», 2004

В.А. Боголюбов (1954-2017) «Мечта», 1970;
бумага, темпера

И.М. Ямбердов (1955 г.р.) «Сестры», 2004;
холст, масло

Многие мастера изобразительного искусства изображали в своих произведениях композиторов, раскрывая их богатый внутренний мир и многогранность личности.

В.А. Чеботкин «Бетховен», 1989   В.М. Карпеев Медаль «Симфония Победы», вторая половина ХХ века

В.А. Чеботкин  (1960 г.р.) «Бетховен», 1989,
бумага, офорт

В.М. Карпеев (1938 г.р.) Медаль «Симфония Победы»,
вторая половина ХХ века; алюминий, литье

В начале ХХ века в Марий Эл работал первый марийский композитор, основоположник марийской профессиональной музыки и создатель первого марийского хора Иван Степанович Ключников-Палантай, дело которого продолжили Я.А. Эшпай, Н.А. Сидушкин, А.И. Искандаров, К.А. Смирнов, Л.Н. Сахаров и другие композиторы, которые определили музыкальную жизнь Марийской республики с тридцатых годов ХХ века. В своей работе марийские композиторы опирались на традиции классиков мировой музыкальной культуры и хранили верность родному музыкальному фольклору. Эти качества марийской профессиональной музыки высоко оценил Дмитрий Дмитриевич Шостакович, участвовавший в работе  IV пленума Союза композиторов Марийской АССР.

И.М. Пландин «Портрет Я.Эшпая», 1949 А.И. Бутов «Портрет композитора Искандарова», 1969

И.М. Пландин (1888-1966) «Портрет Я.Эшпая»,
1949; картон, масло

А.И. Бутов (1935-1993) «Портрет композитора Искандарова»,
1969; картон, масло

Стремясь передать музыкальность ситуации или звучание определенных сочинений, художники часто изображают людей с музыкальными инструментами, а русские композиторы изобрели специальный жанр – симфонические картины: небольшие музыкальные произведения, описывающие какой-либо пейзаж или сцену из жизни с обилием живописных деталей.