Виртуальная выставка, посвящённая подвигам животных в годы Великой Отечественной войны

Виртуальная выставка, посвящённая подвигам животных в годы Великой Отечественной войны

В страшные годы войны народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял отвагу и мужество. Неоценимый вклад в победу внесли братья наши меньшие. Животные «уходили» на фронт, воевали и совершали подвиги, не ведая об этом. Просто их научили этому люди. Люди, которые были рядом. Люди, которые делили с братьями меньшими кров и пищу, радость и горе.

Не многие из нас знают об этих четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Подвиги животных отразились в работах российских художников и скульпторов.

 

 

Собаки

В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны около шестидесяти тысяч собак, причем, не только овчарок, но и других пород, вплоть до крупных дворняжек.
На всех военных фронтах было обучено и сформировано в специальные боевые подразделения: 17 батальонов собак-минёров, 14 отрядов собак-истребителей бронетехники, 37 батальонов ездовых собак, 2 специализированных отряда, 4 батальона связных отрядов. За это же время страна подготовила для фронта более 42 тысяч специалистов по служебному собаководству – 2 191 офицера, 8 тысяч сержантов и 32 тысячи вожатых. Многие из них не вернулись с полей сражений, но оставшиеся в живых своей работой после войны обеспечили расцвет служебного собаководства в СССР.

На фронтах Великой Отечественной войны действовало огромное количество отрядов боевых собак: миноискателей, истребителей бронетехники, ездовых и санитарных, связистов, собак разведывательной службы, диверсионных и сторожевых.
В одиночку собаки пробирались в места недоступные санитарам. Подползая к раненым, истекающим кровью бойцам, четвероногие друзья подставляли висевшую на боку медицинскую сумку. Солдат должен был сам перевязать рану, после чего собака уходила дальше. Их безошибочное чутье не раз помогало отличить живого человека от погибшего. Известны случаи, когда псы лизали лица бойцов, находящихся в полубессознательном состоянии, приводя их в чувство. А в суровые зимы собаки отогревали замерзавших людей.
Во время Великой Отечественной войны художник-анималист, график, живописец и скульптор Алексей Никанорович Комаров, создал много картин, изображающих животных в боевых условиях. Все эти полотна были созданы в период с 1941 по 1945 год. Одна из его работ посвящена тем собакам, с помощью которых солдаты разминировали поля.

 Комаров Алексей Никанорович "Собаки миноискатели"

Комаров Алексей Никанорович "Собаки миноискатели"
Взято из источника: https://tat-dream.livejournal.com/185560.html

Для отыскивания мин использовались собаки с острым чутьем служебных и охотничьих пород. Четвероногие саперы по запаху находили зарытый «сюрприз» и садились рядом, а человек осторожно извлекал и обезвреживал смертоносную находку. Всего собаками было обнаружено более 4 000 000 мин.
Человек чтит подвиги своего четвероного друга. Недаром по всему земному шару появляются все новые и новые памятники собачьей верности.

В 2011 г. в городе Волгограде на площади Чекистов был открыт единственный в России памятник собакам-подрывникам, оборонявшим Сталинград в годы Великой Отечественной войны. На скульптуре собаки изображена закрепленная сумка с тротилом и взрывателем, как это было во время войны. По замыслу авторов композиции, это собирательный образ преданного друга человека и настоящего бойца.
Верный друг запечатлен в бронзе в натуральную величину.

Памятник «Истребителям фашистских танков (г. Волгоград)

Памятник "Истребителям фашистских танков" (г. Волгоград)
Взято из источника: https://goo.su/iJZ6

В 2013 году на площадке Центрального музея Великой Отечественной Войны на Поклонной горе в Москве открыли памятник фронтовой собаке. Монумент представляет собой бронзовую фигуру немецкой овчарки, на спине которой закреплена медицинская сумка с нанесенным изображением красного креста. Во время войны именно в таких сумках собаки разносили лекарственные средства и медикаменты на полях сражений. Лапы собаки лежат на развороченных взрывом танковых гусеницах — это знак памяти всем животным, которые бросались под вражеские танки, неся груз взрывчатки.

Памятник «Фронтовой собаке» (г. Москва)
Взято из источника: https://goo.su/mvRmWA

Собирательный образ фронтовой собаки создала художница Екатерина Егорова в технике «журнальной живописи». Издалека картины в данной технике похожи на живописные, но при близком рассмотрении становится понятно, что для создания использовались кусочки глянцевых журнальных страниц. В своей работе художница показала всю сложность собачьей службы в годы Великой Отечественной войны.

Из личной коллекции художницы Егоровой Екатерины Валерьевны.

 

 

Лошади

До изобретения военной техники главным средством перемещения военных обозов, людей использовались лошади. Но в XX веке картина кардинально изменилась. С появлением техники на лошадь стали смотреть как на пережиток прошлого. Во всём мире считали, что будущее за механизацией армии. Но как оказалось, без «лошадиной силы» было никак не управиться. В атаке они стали очень уязвимы: в траншею не спрячешься от удара орудий, но именно на лошадях подвозили снаряды, лошади увозили раненных с поля боя, продовольствие с обозами везли кони, а солдат кормили на полевой кухне, которую доставляла запряженная лошадь.

Важность конницы в эпоху моторизированной войны хорошо отразил художник-реконструктор и анималист Константин Константинович Флёров. Работы Константина Константиновича Флёрова на исторические темы малоизвестны, а между тем на начало войны художник отреагировал циклом мрачных полотен, отражающих горе, скорбь и тревогу. Картина «Конница на марше» была написана в декабре 1941 года, как раз в то время, когда шла битва за Москву - немецко-фашистские войска были в нескольких десятках километров от Москвы. Эта работа выделяется своими темными красками. Но именно в этой работе показано всё величие лошадей.

Флёров Константин Константинович «Конница на марше»
Взято из источника: https://clck.ru/gus4B

 

Олени

Большую роль в годы Великой Отечественной войны сыграли северные олени. С самого начала войны немецкое командование планировало захватить важный стратегический пункт на севере – Мурманск, который по плану Гитлер должен был быть захвачен за несколько дней. Лучшие финские и немецкие войска начали наступление на север. Захват Мурманска обозначал переход преимущества в пользу врага. Немецкая разведка установила, что в рядах советской армии на карельском фронте появились части с загадочной аббревиатурой ОТБ, думая, что это особые танковые части, и удивились, узнав, что эти части состояли из северных оленей и их хозяев-оленеводов (оленно-транспортные батальоны).
Самым надежным транспортом на севере оказались именно олени, потому что им не нужны дороги. Противник не мог проехать на машинах. Более 6 тысяч оленей было отправлено на битву. Сквозь пургу, через глубокие снежные завалы и каменные россыпи, олени вывезли с поля боя более десяти тысяч раненых. Спасали экипажи сбитых самолётов и боевых машин, доставляли грузы: военную технику, боеприпасы и продовольствие, теплую одежду. В условиях бездорожья оленей использовали для связи, отправки почты.

Флёров Константин Константинович «Северные олени на мурманском фронте»
Взято из источника: https://clck.ru/gusu5

 

 

Верблюды

В годы Великой Отечественной войны отличились и верблюды.
«Корабли пустыни» возили боеприпасы, горючее для танков и самолётов, продукты, воду для кухонь, топливо; на них эвакуировали раненых красноармейцев. Только за один рейс «верблюжий батальон» перевозил на большое расстояние 12 тысяч пудов различного груза, что заменяло 134 грузовых автомобиля. Верблюды показали себя сильными, неприхотливыми и совершенно бесстрашными животными. Большинство из них погибли в разных сражениях.

Заслуженный художник Республики Марий Эл Андрей Юрьевич Санников создал ряд иллюстраций, которые рассказывают о подвиге монгольских верблюдов в годы Великой Отечественной войны. Эти работы были созданы для съемок телепрограммы «Не факт» (выпуск №153).

Иллюстрации входят в личную коллекцию художника.

Далекая и слабая Монголия, с небольшим по численности населением, с отсталой экономикой, сама находившаяся под угрозой японского вторжения, помогала Советскому Союзу чем могла.

В 1941 г. был сформирован монгольский караван, состоящий из верблюдов. Караван был необычным. Он был самым большим в истории Великого шелкового пути и насчитывал 1200 верблюдов.
В путь караван отправился осенью 1942 г. из города Ховд.

Задача каравана заключалась в доставке нужных вещей для Красной Армии. Заботливо пошитые монгольскими женщинами 5 тысяч фуфаек и 10 тысяч полушубков, 22 тысячи пар носков и варежек из верблюжьей шерсти, семь тонн сушеного мяса, средства для постройки танка «Т-34» - все это было собрано кочевниками степной страны для красноармейцев.

Каравану предстояло пройти очень тяжелый путь - почти тысячу километров через полупустыню, горы, преодолевая Чуйский тракт. Конечным пунктом назначения каравана был г. Бийск. Караван возглавлял 19-летний Б. Лувсан - командир отряда комсомольцев, которому поручили сопровождать грузы.

Неприспособленные для перемещения по льду мягкие ступни верблюдов скользили и разбивались, оставляя следы крови за караваном; местные жители научили караванщиков шить специальные калоши для животных из шкур, брезента и тряпья.

А при переходе рек по льду и других сложных участков перед животными раскладывали ветки деревьев, доски или одежду, посыпали дорогу золой и песком.

Наибольшую сложность представляли горные перевалы. Самым коварным из них был перевал Чике-Таман. На высоте 1300 метров при 40 градусном морозе, люди падали в обморок от усталости и переохлаждения. Серьезным препятствием стал подвесной мост. Узкий деревянный настил не более полуметра шириной, раскачивался под ударами ветра. Верблюды отказывались идти по мосту. Под тяжелым грузом мост в любой момент мог провалиться, но это был единственный путь вперед.

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Руководитель каравана предложил снять груз с животных и перетащить его вручную. На это понадобилось более суток, сначала перетаскивали тяжелые вещи, а затем испуганных верблюдов. Но наконец опасный участок был пройден.

В Бийск караван прибыл в начале февраля 1942 года.

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

 

На железнодорожном вокзале его встречали офицеры Красной Армии. Самый выносливый, чёрный верблюд принял на себя груз с погибших животных и должен был спать, стоя на коленях, а когда его разгрузили, то объём перевозимого им товара занял почти весь кузов автомобиля ЗИС-5.

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Иллюстрация Заслуженного художника РМЭ А.Ю. Санникова

Обратно в монгольский город Ховд, караванщики вернулись только 5 мая 1942 года и привезли советскую пшеницу, муку, сахар, растительное масло и ткани.
В пути караван находился в общей сложности почти 8 месяцев, потратив 200 с лишним дней на преодоление тысячекилометрового расстояния.

 

 

Кошки

Во время Второй мировой войны существовали «военнообязанные» кошки. В их обязанности входили очищать землянки и окопы от крыс, переносчиц туляремии.

Необходимость в годы войны в кошках была велика — в Ленинграде их практически не осталось, крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов.

Люди, которым в 1942 году удалось пережить Ленинградскую блокаду, вспоминают, что в то время в городе не стало кошек, зато количество крыс возросло в десятки раз. Порой полчища грызунов продвигались вдоль Шлиссельбургского шоссе к месту, где располагалась мельница, мелющая муку для всех жителей города.

В 1942–43 гг. крысы буквально захватили город, вследствие чего, Ленинград охватил голод. Грызуны не только истребляли запасы продовольствия, но и были переносчиками вирусов, вызывающих ужасные эпидемические заболевания. Жителям грозила эпидемия чумы.

После прорыва кольца блокады 27 января 1943 года, в апреле вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек» (дымчатые считались лучшими крысоловами). Ярославские кошки достаточно быстро сумели отогнать грызунов от продовольственных складов. Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей — очистили город от грызунов.

C начала XXI века на карнизах домов на Малой Садовой улице живут бронзовые кот Елисей и кошка Василиса. Скульптура кота установлена на фасаде Елисеевского магазина в Татьянин день 25 января 2000 года. Его подруга появилась на доме напротив 1 апреля 2000 года. Автором идеи является Сергей Лебедев, скульптором - Владимир Петровичев  
По городской легенде, это памятники ярославским кошкам.

Сергей Лебедев «Кот Елисей»

Сергей Лебедев «Кот Елисей»
Взято из источника: https://eclectica.ru/info/articles/the_results_of_the_contest

Сергей Лебедев «Кошка Василиса»

Сергей Лебедев «Кот Елисей»
Взято из источника: https://eclectica.ru/info/articles/the_results_of_the_contest

Ценой своих жизней четвероногие и пернатые герои исполняли свой долг. Эти неизвестные бойцы достойны, чтобы о них не только знали, но и уважали, ведь они помогли пережить человечеству самое кровопролитное событие 20 века.

Невозможно перечислить все подвиги братьев наших меньших, которые бок о бок с советскими людьми сражались против фашистов, боролись за победу. Был важен вклад всех и каждого в отдельности. Они спасли сотни жизней, они верно исполняли свой долг – помогали человеку, пусть даже порой и ценой собственной жизни. И мы должны помнить об этом.