Виртуальная выставка "Профессия – скульптор"

27 октября 2024

Виртуальная выставка "Профессия – скульптор"

"Автопортрет". 1995. Бумага, акварель (https://rmii.ru) Анатолий Александрович Ширнин родился за два года до начала Великой Отечественной войны 25 сентября 1939 года в селе Путятино Добровского района Липецкой области в семье сельских учителей. Анатолий Александрович вспоминает: "Война закончилась, когда мне шесть лет было, но отпечаток всего, что пережили, наложился и на мою жизнь, и в некотором смысле на моё творчество". Походы в лес за грибами и ягодами, катание на коньках и лыжах, красота осеннего сада, зимнего леса и занесённых снегом дворов способствовали пробуждению в маленьком Толе художественного таланта, который проявился в копировании книжных иллюстраций и рисунках акварелью.  В 14 лет Анатолий Ширнин поехал сдавать вступительные экзамены на отделение живописи Московского художественно-промышленного училища имени М. И. Калинина, но в этот год приём был только на отделение скульптуры. Такая вот неслучайная случайность…

"Автопортрет". 1995. Бумага, акварель (https://rmii.ru

Училище открыло юноше дверь в мир прекрасного, античные скульптуры покоряли божественной красотой и необыкновенным исполнительским мастерством. Так с ранней юности античное искусство стало для Анатолия Александровича образцом красоты и мерой пластического совершенства. Постепенно лепка античных масок, рельефов, работа с объёмными фигурами увлекла начинающего скульптора, стала приносить удовлетворение, и он решил двигаться по выбранной стезе. Отслужив три года в армии, Ширнин поступил на факультет монументально-декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). На защиту дипломных проектов выпускников приезжали главные архитекторы из разных городов страны, оценивали и выбирали скульптурные объекты для размещения в своём городе. Дипломная работа Анатолия Ширнина "В космос" так впечатлила главного архитектора города Йошкар-Олы Павла Алексеевича Самсонова, что он пригласил молодого скульптора работать в столице Марийской АССР. Так в 1967 году началась многолетняя дружба А.А. Ширнина с городом Йошкар-Олой и марийской республикой. В 1975 году в городе было закончено строительство Юбилейной площади имени 50-летия СССР, и йошкаролинцы впервые увидели фонтан-памятник "В космос".

Фонтан-памятник «В космос». 1967-1975 (https://dzen.ru) 

Фонтан-памятник "В космос". 1967-1975 (https://dzen.ru

С 1967 года Анатолий Ширнин работал в Марийских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР и участвовал в республиканском конкурсе "на создание монумента в память о борцах, павших за свободу и независимость Родины". Проект его памятника в виде высокого пилона-свечи с фигурой воина-победителя получил первое место. Проект отличался оригинальностью перехода фигуры воина с развевающейся за спиной плащ-палаткой в знамя, символ Победы, и был утверждён без особых помех. Однако выполнение памятника Неизвестному солдату (сегодня - Монумент воинской славы) в материале потребовало пять лет напряжённого творческого труда.  20-метровый пилон, увенчанный 6-метровой фигурой воина-победителя в плащ-палатке с поднятым в руке автоматом, был открыт 5 ноября 1973 года. Монумент воинской славы является частью Мемориального ансамбля воинской славы, в который входят также Аллея героев, Вечный огонь, мемориалы, посвящённые чернобыльской трагедии и воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, а также военная техника. В 1975 году на Всесоюзной выставке монументальных памятников, посвящённых 30 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Мемориальный ансамбль воинской славы в городе Йошкар-Оле был признан одним из лучших. Создатели проекта были награждены медалями ВДНХ СССР.

Н.И. Ведерников (1935-2017) Мемориальный ансамбль Воинской Славы. 1967-1973 (https://nbmariel.ru) А.А. Ширнин (1939 г.р.) Монумент воинской славы. 1967-1973. Бетон, гранит, кованая медь (https://olacity.ru)  

Н.И. Ведерников (1935-2017) Мемориальный ансамбль Воинской Славы. 1967-1973 (https://nbmariel.ru
А.А. Ширнин (1939 г.р.) Монумент воинской славы. 1967-1973. Бетон, гранит, кованая медь (https://olacity.ru)  

Многие скульптурные композиции, установленные в Республике Марий Эл и её столице, городе Йошкар-Оле, Анатолий Александрович создал в сотрудничестве со скульптором Сергеем Васильевичем Яндубаевым, с которым работал в Художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Анатолий Александрович и Сергей Васильевич не только не мешают друг другу в работе, но и дополняют и обогащают творческий процесс своими идеями. Самыми известными монументами их творческого союза являются памятники поэту и актёру Йывану Кырле, народному писателю Республики Марий Эл Аркадию Крупнякову, земскому деятелю Царевококшайска барону Александру фон Келлеру,  поэту, гусляру и участнику Первой мировой войны Александру Котомкину (Савинскому), Пожарным и спасателям,  скульптурная композиция «Йошкин кот», Скамья любви и верности, барельеф с профилями основоположников марксизма-ленинизма на здании Общественно-политического центра Республики Марий Эл, барельеф с ликами Святых на здании министерств на Набережной Брюгге в городе Йошкар-Оле, памятник национальному герою Акпарсу в Горномарийском районе Республики Марий Эл. Сергей Яндубаев тепло отзывается о своём старшем коллеге и наставнике: "Особенно меня поражает то, как он схватывает характер человека. В куске глины он может не просто раскрыть характер, а и показать душу. У Ширнина есть чему поучиться". 

Йошкин кот. 2011. Бронза, литьё (https://i-ola-visit.ru) Памятник Йывану Кырле. 2009. Бронза, литьё (https://i-ola-visit.ru) 

Йошкин кот. 2011. Бронза, литьё (https://i-ola-visit.ru
Памятник Йывану Кырле. 2009. Бронза, литьё (https://i-ola-visit.ru

 

Барельеф с профилями Карла Маркса, Фридриха Энгельса и В. И. Ленина на здании Общественно-политического центра Республики Марий Эл (город Йошкар-Ола, проспект Гагарина, дом 8). 1977. Медь (https://olacity.ru) Барельефы с ликами православных Святых на здании министерств (город Йошкар-Ола, Набережная Брюгге, дом 3) (https://www.tripadvisor.ru) 

Барельеф с профилями Карла Маркса, Фридриха Энгельса и В. И. Ленина на здании Общественно-политического центра Республики Марий Эл (город Йошкар-Ола, проспект Гагарина, дом 8). 1977. Медь (https://olacity.ru

Барельефы с ликами православных Святых на здании министерств (город Йошкар-Ола, Набережная Брюгге, дом 3) (https://www.tripadvisor.ru
Памятник Пожарным и спасателям. 2021. Бронза, литьё (https://www.marimedia.ru) Памятник Аркадию Степановичу Крупнякову. 2012. Бронза, литьё (https://i-ola-visit.ru) 

Памятник Пожарным и спасателям. 2021. Бронза, литьё (https://www.marimedia.ru
Памятник Аркадию Степановичу Крупнякову. 2012. Бронза, литьё (https://i-ola-visit.ru

Памятник Акпарсу (Республика Марий Эл, Горномарийский район, Картуковский поворот). 2007. Бронза, литьё (https://visit-mariel.ru) Памятник Труженикам тыла (город Йошкар-Ола, парк Победы). 2012 (10-метровая металлическая стела в виде трёхгранного штыка с рукоятью, украшенная 3 барельефами из бронзы: фронт и тыл, труженики промышленности, труженики сельского хозяйства) (https://visit-mariel.ru)

Памятник Акпарсу (Республика Марий Эл, Горномарийский район, Картуковский поворот). 2007. Бронза, литьё (https://visit-mariel.ru

Памятник Труженикам тыла (город Йошкар-Ола, парк Победы). 2012 (10-метровая металлическая стела в виде трёхгранного штыка с рукоятью, украшенная 3 барельефами из бронзы: фронт и тыл, труженики промышленности, труженики сельского хозяйства) (https://visit-mariel.ru)  

В 1996 году Анатолий Александрович Ширнин ушёл из Марийских мастерских Художественного фонда РСФСР, отправился в свободное творческое плавание и говорит об этом периоде своего творчества так: "Самое трудное в скульптуре – почувствовать объём вне зависимости от темы и сюжета. Это чувство очень сложно, оно приходит с опытом, со временем, по выражению Эмиль Бурдель*, к 50-ти годам". (*Эмиль Антуан Бурдель (1861-1929) - знаменитый французский скульптор, автор портретов выдающихся людей, декоративных и монументальных композиций, а также памятников, наставник многих художников, ставших мастерами пластики XX века).

Анатолий Александрович уверен, что достичь вершины мастерства и удержаться на ней можно только постоянной работой, в том числе и в мелкой пластике. В двухфигурных и однофигурных композициях раскрылись симпатии скульптора, богатство духовного мира, умение дать каждому явлению собственную интерпретацию, придать собственную эмоциональную окраску. Ширнин любит чёткость формы, ясность силуэта, творит не столько руками, сколько сердцем. Свет очерчивает грани, углубляет тени, придает станковым работам монументальные черты. Композиции Ширнина привлекают убедительностью персонажей, зритель забывает о мёртвом материале и видит нечто живое, как будто встретился с героями в реальной жизненной обстановке.

У окна. 1987 дерево, резьба (https://rmii.ru) Май 1945 года. 1990 алюминий, литьё (https://rmii.ru) 

У окна. 1987 дерево, резьба (https://rmii.ru
Май 1945 года. 1990 алюминий, литьё (https://rmii.ru

Мастерство Анатолия Ширнина в портретном жанре, так же как в создании памятников и скульптурных композиций, с годами росло и крепло. Образы известных деятелей науки и культуры отличаются предельным сходством и яркой психологической характеристикой. Они смотрят на мир с особым, пристальным интересом, дружелюбием, а порой – с нескрываемой иронией. 

Портрет художника А.Н. Усолова. 1988 алюминий, дерево, литьё (https://rmii.ru) А.Д. Сахаров в Нижнем Новгороде. 1995 алюминий, литьё (https://rmii.ru) 

Портрет художника А.Н. Усолова. 1988 алюминий, дерево, литьё (https://rmii.ru
А.Д. Сахаров в Нижнем Новгороде. 1995 алюминий, литьё (https://rmii.ru

Отдельное место в творчестве А.А. Ширнина занимает личность известного артиста, поэта и общественного деятеля Йывана Кырли, которому посвящена серия произведений, созданная скульптором в течение нескольких лет. Каждая новая работа углубляет и расширяет образ знаменитого земляка, выявляя и подчёркивая те или иные грани характера творческой натуры Й. Кырли. 

Йыван Кырля. 1986. Медь, дерево, литьё (https://rmii.ru) Йыван Кырля. 1980-е. Дерево, резьба (в экспозиции постоянной выставки «Путь длиною в век» в Национальной художественной галерее города Йошкар-Олы)

Йыван Кырля. 1986. Медь, дерево, литьё (https://rmii.ru

Йыван Кырля. 1980-е. Дерево, резьба (в экспозиции постоянной выставки «Путь длиною в век» в Национальной художественной галерее города Йошкар-Олы)

Анатолий Ширнин, кроме монументальной скульптуры, бюстов, скульптурных жанровых композиций создаёт также выставочные медали. Медальерное искусство считается особой областью мелкой скульптурной пластики. Процесс работы современных медальеров примерно тот же, что и много десятилетий назад: сначала мастер лепит из воска или пластилина модель будущей медали в увеличенном масштабе по утвержденному эскизу, затем отливает гипсовую форму, по которой позже готовят формы для чеканки. 

Медаль «Сикейрос». Аверс и реверс. 1998. Медь, гальванопластика (на реверсе фрагмент картины «Эхо крика» (Echo of a Scream) мексиканского художника Хосе Давида Альфаро Сикейроса) (https://rmii.ru

Медаль «Иосиф Бродский». 2003. Медь, гальванопластика (https://rmii.ru) Медаль «Высоцкий». 2003. Медь, гальванопластика (https://rmii.ru) 

Медаль «Иосиф Бродский». 2003. Медь, гальванопластика (https://rmii.ru
Медаль «Высоцкий». 2003. Медь, гальванопластика (https://rmii.ru

В книге известного искусствоведа Г.И. Прокушева "Этюды о художниках Марий Эл" А.А. Ширнин так говорит о ещё одной грани своего таланта: "Мои акварели – непосредственные наблюдения и впечатления. Живопись позволяет отдохнуть от физической работы в скульптуре, развивает наблюдательность, приносит творческое удовлетворение".

Рисующая. Вторая половина XX века. Бумага, акварель (https://rmii.ru) Сон. 1995. Бумага, акварель (https://rmii.ru) 

Рисующая. Вторая половина XX века. Бумага, акварель (https://rmii.ru
Сон. 1995. Бумага, акварель (https://rmii.ru

Как часто хочется остановить мгновение и запечатлеть его красоту и уникальность в фотографии, рисунке или скульптуре. При этом чаще всего человеком руководит желание поделиться своими эмоциями и своим видением прекрасного с другими людьми. Заслуженный художник Российской Федерации Анатолий Александрович Ширнин в каждой своей работе ищет особые решения, прорабатывает множество вариантов, то есть делает то, что знаменитый художник и скульптор Пабло Пикассо называл «искусством ума». Многие люди, впервые увидевшие произведения Анатолия Александровича под открытым небом или в выставочном зале музея, влюбляются в его творчество и становятся поклонниками его многогранного таланта.