Виртуальная выставка "Пространство. Воздух. Свет" к юбилею заслуженного художника РСФСР П.Т. Горбунцова
Виртуальная выставка "Пространство. Воздух. Свет" к юбилею заслуженного художника РСФСР П.Т. Горбунцова
«Творить языком искусства для меня величайшее наслаждение, и нет более убедительного языка, чем язык образов». В этих словах заключены творческое кредо и беззаветная любовь к своей профессии заслуженного художника РСФСР Павла Тимофеевича Горбунцова, с чьим именем связан расцвет пейзажного жанра в живописи Марийского края. Произведения мастера пейзажа находятся в коллекциях Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Художественно-исторического музея имени А.В. Григорьева в городе Козьмодемьянске, Национального музея Республики Марий Эл имени Т.Е. Евсеева и Республиканского музея изобразительных искусств Марий Эл в городе Йошкар-Оле.
Павел Тимофеевич Горбунцов (https://www.rybmuseum.ru)
Б.С. Пушков (1931-2014) «Портрет Горбунцова». 1972. Холст, масло (https://rmii.ru)
Павел Тимофеевич Горбунцов родился 3 июня 1894 года в селе Брейтово Ярославской губернии Мологского уезда. В детстве со своим отцом будущий художник бродил по окрестным лесам, встречал утренние зорьки в шалашах, часами сидел на берегах заводей, поросших ивняком. Вернувшись домой, уставший и довольный, он садился рисовать запомнившиеся моменты этих походов. В дальнейшем метод работы по наблюдению стал ведущим в творчестве П.Т. Горбунцова. В 1917 году Горбунцов окончил одно из самых престижных художественных учебных заведений страны - Училище барона Штиглица в Петрограде (в настоящее время - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица) по классу живописи театральных декораций. Проходил практику в Мариинском театре, где помогал декораторам создавать макеты к спектаклям «Хованщина» М.Т. Мусоргского и «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова.
После окончания училища Павел Горбунцов переехал в город Рыбинск, где устроился в Частную гимназию графини Вольской преподавателем рисования, а затем перешёл работать инструктором изостудии Пролеткульта, где бесплатно обучались рисованию рабочие, студенты и служащие. С 1919 по 1925 годы Павел Тимофеевич работал художником Рыбинского государственного драматического театра, в котором оформлял спектакли «Обрыв», «Гибель надежды», «Потонувший колокол». В эти же годы он принимал активное участие в создании Рыбинского краеведческого музея, для которого создал зарисовки и акварели с архитектурных памятников городов Рыбинска и Ярославля, альбом набросков с рек Волги и Шексны, а также написал картины «Рынок», «Покинутая усадьба» и «Собственник».
П.Т. Горбунцов (1894-1971) «Старый Мытный базар в Рыбинске». 1920. Картон, гуашь, карандаш чёрный (https://rybmuseum.ru)
П.Т. Горбунцов (1894-1971) «Уголок старого Рыбинска». 1920. Картон, акварель, карандаш чёрный (https://rybmuseum.ru)
В 1926 году Павел Горбунцов с труппой Губернского показательного театра имени А.В. Луначарского города Череповца приехал в столицу Марийской автономной области, город Краснококшайск, и остался работать в Передвижном театре народа мари. С 1929 года работал в Марийском государственном театре (в настоящее время - Марийский государственный драматический театр имени М. Шкетана). Павел Тимофеевич стал первым профессиональным театральным художником в республике и одним из первых профессионалов-живописцев.
Весной 1927 года, когда театр закрылся на ремонт, П.Т. Горбунцов, по совету одного из организаторов Марийского краеведческого музея, едет в этнографическую экспедицию по Звениговскому кантону Марийской автономной области (в настоящее время – Звениговский район Республики Марий Эл). Результатом этой поездки стали более 100 рисунков с натуры пером, карандашом и акварелью, в которых запечатлены лесопильный завод, смолокуренные, скипидарные и мочальные артели, прядение, вышивание, стрижка овец и другие бытовые сцены из жизни населения Марийского края, а также зарисовки сельской архитектуры, виды селений, занятия кустарными промыслами, сельскохозяйственные работы марийских крестьян. Отчёт о выполненной работе художник оформил в виде двух альбомов, которые сегодня находятся в коллекции Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева. В собрании Республиканского музея изобразительных искусств также находятся графические работы из этой поездки.
П.Т. Горбунцов (1894-1971) «Озеро Кожла-Сола». 1927. Бумага, акварель (https://rmii.ru)
Этот значительный материал помогал Павлу Тимофеевичу в сценическом оформлении марийских пьес на сцене театра. Многочисленные карандашные зарисовки, акварели также послужили основой для создания тематических полотен на национальную тему. В 1937 году Горбунцов оставляет работу в театре, и начинает работать в Марийском республиканском краеведческом музее, где не только внёс значительный вклад в пополнение музейной коллекции, но и оформил несколько экспозиций макетами, в числе которых «Старый город Царевококшайск», «Фауна», «Пойма реки Кокшаги», «Моховое болото» и другие.
П.Т. Горбунцов (1894-1971) Постройка железнодорожного моста через реку Малая Кокшага. 1929. Холст, масло (https://www.fumus.ru/collections)
П.Т. Горбунцов (1894-1971) «Заготовка древесины в лесу». 1930-1940-е. Холст, масло (https://www.fumus.ru/collections)
В творчестве Горбунцова есть одна характерная черта – большинство картин написана им «по воображению без этюдов с натуры». Богатый жизненный опыт, постоянные прогулки по лесу, охота, сбор ягод и грибов помогали художнику в работе над картинами. Многочисленные карандашные наброски и хорошая зрительная память надолго сохраняли увиденное им хотя бы один раз. Но картина рождалась не сразу: иногда художник годами вынашивал замысел, накапливал наблюдения и только после глубокого анализа своих впечатлений начинал работу над картиной.
Павел Тимофеевич Горбунцов был наставником приехавших в нашу республику молодых художников, таких как А.И. Бутов, Б.С. Пушков, С.Ф. Подмарев, Н.П. Карпов и многих других. В 60-е годы ХХ века Павел Тимофеевич переселился из города Йошкар-Олы в деревню Новотроицк Медведевского района Республики Марий Эл, и в его доме проходили творческие встречи, которые были полезны и самому мастеру, и начинающим художникам. Художники учились у мастера не просто изображать в своих картинах состояние природы, но и выражать своё отношение к ней, создавая таким образом целостный художественный образ. Известный марийский искусствовед Г.И. Прокушев в своей книге «Очерки о художниках Марий Эл» так написал об этом: «Молодые художники наблюдали … за тем, как этюдный материал перерабатывался, преображался и превращался в картину. Павел Тимофеевич, в свою очередь, заряжался молодым задором, учился дерзости в обращении с живописной формой».
Художники Н.П. Карпов, А.И. Бутов, И.А. Михайлин, скульпторы Ф.Г. Шабердин, О.Я. Дедов (https://www.ola-museum.ru)
Художник Б.С. Пушков (https://rmii.ru)
Молодые художники вместе со своим наставником П.Т. Горбунцовым способствовали возникновению жанра пейзажа-картины, которая отличается лирико-эпическим звучанием, романтикой, сочной живописью, чистым, звонким цветом. И именно они наградили П.Т. Горбунцова эпитетом «патриарх марийской живописи».
П.Т. Горбунцов (1894-1971) «Лунная ночь». 1966. Холст, масло (https://rmii.ru)
В ходе встреч с молодыми живописцами П.Т. Горбунцов изменил отношение к своему творчеству. Г.И. Прокушев написал об этом так: «Павел Тимофеевич честно признается, что по-настоящему понял живопись и разобрался в её тонкостях лишь к шестидесяти годам жизни. Живопись его стала свежей, сочной, мажорной, определился живописно-пластический язык, отличающийся гармонией голубовато-сиреневых и зеленовато-синих тонов, в пейзажах появился воздух и свет». К своим произведениям мастер находил точные и поэтические названия, которые являются ключом к их восприятию.
П.Т. Горбунцов (1894-1971) «Дыхание севера». 1969. Холст, масло (https://rmii.ru)
Павел Тимофеевич преданно и нежно любил природу, относился к ней бережно, как к живому существу. Марийский край давно покорил его ум и сердце напевностью ландшафта, уютом и красочностью смешанных лесов. Необъятные дали полей и лугов, полноводные речки и лесные озера будили воображение художника. В последние годы своей жизни мастер пейзажного жанра создал несколько полотен, в которых показал первозданность и величие марийской природы, и говорил об этом периоде своего творчества так: «Марийские леса надо писать с высоты птичьего полета, только с высоты можно показать величие наших лесов».
П.Т. Горбунцов (1894-1971) «Лесные просторы». 1962. Холст, масло (https://rmii.ru)
В своей книге, посвящённой жизни и творчеству Павла Тимофеевича Горбунцова, его коллега Юрий Сергеевич Белков написал: «Стоя перед его работами, думаешь: как хороша природа Марийского края, как чудесны его просторы и в пору ранней весны, и в пору задумчивой осени». Убедиться в точности слов Ю.С. Белкова могут все гости Национальной художественной галереи, посетив музейно-выставочный проект «Путь длиною в век», где представлены произведения «патриарха марийской живописи» П.Т. Горбунцова.