Виртуальная выставка "Пушкиниана в творчестве художников"
Виртуальная выставка "Пушкиниана в творчестве художников"
Одно из главных сокровищ русского народа - неисчерпаемый, глубокий, звучный, гибкий и ёмкий язык. По своей выразительности, певучести, словарному запасу, многообразию значений и возможностей передачи самых тонких оттенков человеческих переживаний, событий и явлений русский язык - один из богатейших языков мира. Первый раз на государственном уровне День русского языка отметили 6 июня 1999 года, в день 200-летия со дня рождения литературного гения. Именно тогда был подписан президентский указ об установлении Пушкинского дня в России.
С 2011 года 6 июня объявлено Днём русского языка также в честь А.С. Пушкина, основоположника современного русского литературного языка. Этот день в России является важным национальным и культурным праздником. Эту знаменательную дату отмечают не только в нашей стране, но и в других странах мира, в которых знают труды наших великих писателей, поэтов, философов, деятелей искусства и науки.
Испытав множество метаморфоз, современный русский язык со всеми лексическими и грамматическими правилами стал одним из самых популярных языков мира. По данным Организации объединённых наций (ООН), на русском языке говорят 146 миллионов граждан Российской Федерации, и 127 миллионов человек в мире владеют русским как вторым языком. Иностранные космонавты, отправляющиеся в полёт в составе российских экипажей, должны по инструкции учить русский язык. По словам выдающегося учёного М.В. Ломоносова русский язык вобрал в себя все "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков".
Одним из самых больших почитателей и ценителей русского языка был А.С. Пушкин. Его литературные произведения обладают ярким, ёмким, выразительным языком. И не зря именно этого поэта называют «солнцем русской поэзии». Такой яркий человек не мог не привлекать к себе внимание: Пушкина любили и ненавидели, им восхищались, ему посвящали свои творения писатели, художники и музыканты. В русской живописи трудно найти художника, который не писал бы А.С. Пушкина. Живая, неуловимая и непостижимая внешность поэта манила и привлекала знаменитых и малоизвестных художников испытать свои силы. Поэтому на всех своих портретах Пушкин получился совершенно разный, даже если они были созданы при жизни поэта или даже в один год.
Первый из известных портретов Александра Пушкина - картина французского художника Ксавье де Местра «Пушкин-ребёнок». На картине художник изображает будущего поэта ещё малышом, но высокий лоб, приподнятые брови и блеск в глазах напоминают «взрослые» портреты А.С. Пушкина. Этот портрет, выполненный маслом на металлической доске, очень живой и естественный.
Ксавье де Местр (1763-1852) «Пушкин-ребёнок», 1800-1802; металлическая пластина, масло
(Государственный музей А.С. Пушкина, г. Москва
http://www.pushkinmuseum.ru/ )
По словам биографов А.С. Пушкина, поэта всегда привлекал мир художников: одним он позировал для портретов, с другими советовался об иллюстрациях к своим произведениям, с третьими встречался на выставках или в мастерских Академии художеств. Портреты Александра Сергеевича Пушкина на том или ином этапе его жизни создавали И.Е. Репин, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, П.Ф. Соколов, Н.Н. Ге, И.К. Айвазовский, К.А. Сомов, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, К.А. Коровин, В.А. Серов, П.П. Кончаловский и многие другие живописцы.
Одним из художников, создававших образ А.С. Пушкина на своих полотнах, был заслуженный деятель искусств Марийской АССР Георгий Михайлович Осокин (1922-1992). После окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, там же преподавал, а с 1964 года работал заведующим лабораторией техники монументальной живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Осокин создавал живописные и графические работы, выполнял заказы многих музеев Республики Марий Эл на картины, посвящённые истории марийского края и марийского народа. Одной из тем в творчестве Г.М. Осокина является пушкинская тема. В его картинах отображается жизненный и творческий путь поэта. Это связано с тем, что при создании каждой картины, художник опирался на архивные документы для наиболее полного и правдивого отражения пушкинской эпохи.
Г.М. Осокин (1922-1992) «Пушкин на набережной Невы», 1982; холст, масло
Художник Игорь Дмитриевич Шаймарданов с 2000 года создаёт живописные и графические пушкинские серии, неожиданные с точки зрения сюжета: «Ситцевый Пушкин», «Михайловские царапки», «Александру Сергеевичу хорошо!», «Пушкин и Арина Родионовна», «Азбука Пушкиногорья», «Новый старый Пушкин», «Деревенский Пушкин» и другие. По словам художника, «Пушкин здесь не символ. Он - деревенский житель, простой и чуть наивный, он - сказочный герой…».
Создав эту условную среду для "солнца русской поэзии", художник прячет Пушкина в мир безопасный, полный юмора и любви. Игорь Шаймарданов пытается спасти Александра Сергеевича, увести его подальше от Чёрной речки, вывести из тупика предпоследних дней, показав поэту, сколько еще в жизни возможностей быть счастливым. В каждой серии работ за кажущейся простотой проглядываются огромные знания о жизни поэта и о его личности - сюжеты иллюстраций о жизни Пушкина не выдуманы художником, а взяты из дневников и писем поэта. Александр Сергеевич Пушкин остаётся солнцем, которое освещает своим присутствием деревеньки, леса и сенокосы.
И.Д. Шаймарданов (1964 г.р.) «Большая стирка», 2018; картон, масло
И.Д. Шаймарданов (1964 г.р.) «Последний штрих», 2018; картон, масло
В 2017 году в филиале Государственного музея А.С. Пушкина Доме-музее В.Л. Пушкина проходила выставка «Пушкинское Болдино в акварелях Сергея Алдушкина». Болдино - родовое имение Пушкиных, частью которого владел дядя поэта Василий Львович Пушкин. После его смерти Александр Пушкин поехал в Болдино, чтобы вступить во владение деревней Кистенево, выделенной отцом поэта накануне его женитьбы на Наталье Гончаровой. Началась знаменитая болдинская осень - стихи, проза, письма, в которых запечатлено Болдино и болдинские пейзажи. Заслуженный художник Российской Федерации Сергей Сергеевич Алдушкин, посетив Болдино, был очарован его магией и создал серию акварелей этого «пушкинского места». Работы художника созвучны поэзии А.С. Пушкина: передают очарование русской природы, вызывают высокие чувства и мысли. «Сплю и вижу приехать в Болдино…» − писал Пушкин.
«Болдинская осень» 1830 года считается самым плодотворным периодом в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В это время им было создано около 50 произведений, среди которых «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «История Пугачёва», «Пиковая дама», «Анджело», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», около 30 стихотворений, литературные и критические статьи. В Болдино Пушкин осваивает самые разные жанры и формы, экспериментирует с лексикой, сочетает народные и литературные формы.
Интерес художников-иллюстраторов к произведениям А.С. Пушкина появился сразу после выхода в свет его книг. Однако при жизни Александра Сергеевича было напечатано всего 19 иллюстраций и, по мнению искусствоведов, они «носили случайный характер и не были адекватны художественному уровню поэта». Известно, что первая печатная иллюстрация к произведениям Пушкина - фронтиспис к поэме «Руслан и Людмила», в котором представлена комбинация из пяти рисунков с изображениями главных героев и основных сцен.
«Руслан и Людмила». Фронтиспис-виньетка.
Гравюра М.А. Иванова по рисунку И.А. Иванова. Эскиз виньетки А.Н. Оленина. 1820 (Государственный музей А.С. Пушкина, г. Москва http://www.pushkinmuseum.ru/ )
Народный художник России Александр Сергеевич Бакулевский (1936-2021) работал над оформлением и иллюстрированием книг, занимался офортом, рисунком, линогравюрой, но предпочтение отдавал ксилографии. Именно в этой технике, когда рисунок отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, создана графическая пушкиниана, включающая иллюстрации ко всем повестям и многим поэтическим произведениям А.С. Пушкина. Практически всю жизнь А.С. Бакулевский иллюстрировал произведения великого русского поэта и писателя и считал, что «Пушкин способен создать художника. Нельзя делать плохо то, с чем связано его имя».
В 1980 году Бакулевский получил Диплом I степени Всероссийского конкурса искусства книги «За высокое мастерство исполнения серии иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», а в 1999 году Золотую Пушкинскую медаль за вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры.
Александр Сергеевич Бакулевский решил проиллюстрировать все произведения А.С. Пушкина из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и показать читателю всю красоту видения мира. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Это первое завершённое прозаическое произведение А.С. Пушкина.
Если А.С. Пушкин начинает «Повести Белкина» с рассказа «Выстрел», а заканчивает «Барышней-крестьянкой», то А.С. Бакулевский сначала создавал иллюстрации к «Барышне-крестьянке», а затем к другим повестям этого цикла. Таким образом, работая над оформлением цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», художник смог проявить все своё мастерство: научился виртуозно владеть штихелем и находить такое композиционное решение, которое точно выражает замысел автора.
А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», 1998; бумага, чёрная акварель
В 1967 году А.С. Бакулевский окончил графический факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств РСФСР и в качестве дипломной работы создал серию иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». И в этих иллюстрациях уже проявились основные черты творчества художника – образное мышление, бережное отношение к произведению, чувство пространства, в котором «живут» герои. Бакулевский выбирает ситуации, которые важны с точки зрения развития сюжета, оценки характера героев. Позднее он ещё раз проиллюстрирует это произведение, но впервые использует приём, который станет одним из основных в его графическом искусстве – в чёрно-белую гравюру вводит зеленоватый тон. Главная его роль – повысить эмоциональность, выявить пластичность чёрно-белого изображения, обобщить детали. Художник проиллюстрировал почти все основные эпизоды повести, сумев уловить лиричность и драматичность её стиля.
А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», 1977; бумага, цветная ксилография
В слове и названии повести «Выстрел» А.С. Бакулевский услышал острые силуэты, резкие движения, создал чёткие контуры, использовал больше тёмного фона и ярких штрихов. Главное в рисунке не интерьер, не внешность героев, а желание показать черты, которые так важны для любого человека: культура чувств, культура общения, уважение друг к другу. Тёмный цвет в гравюрах при оформлении повести «Выстрел» является одним из важных элементов.
А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Выстрел», 1984; бумага, цветная ксилография
Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Это его самое крупное и популярное художественное произведение, сильно повлиявшее на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал над своим романом больше восьми лет, поэтому, вероятно, к этому роману создано наибольшее количество иллюстраций по сравнению с другими его произведениями.
А.С. Бакулевский при создании иллюстраций к роману «Евгений Онегин» старался полнее раскрыть содержание и многогранность романа. В его иллюстрациях часто присутствует сам поэт, как бы сопровождая главного героя. В оформлении романа художник вводит новый цветовой оттенок, который позволяет добиться большей живописности и обретает особое значение в пейзажных мотивах. Бакулевскому удалось создать особый тип пейзажа - графический пейзаж-миниатюра - который передает чувства и настроение героев.
А.С. Бакулевский (1936-2021) Серия иллюстраций к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 1985; бумага, цветная ксилография
Александр Сергеевич Бакулевский в качестве материала для изготовления печатных форм (клише) использовал древесину самшита, на которую при помощи особого резцового инструмента (штихеля) наносил рисунок. Во второй половине XIX века в Европе самшит был почти полностью уничтожен, и его древесина сейчас стоит очень дорого. Самшит также называют «железным деревом», и его древесина - лучший материал для ксилографии: при помощи форм для печати можно получить до 15 тысяч оттисков. А.С. Бакулевский для своей дипломной работы «Барышня-крестьянка» из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» использовал самшитовые формы, с которых ещё до Великой Октябрьской революции 1917 года печатались портреты великих русских князей. С помощью этих форм в дальнейшем создавалось множество гравюр, но краска от самых первых ушла вглубь древесины, и произошло чудо - проявились портреты русских князей.
Известный художник Константин Васильевич Кузнецов (1886–1943) стоял у истоков иллюстрации сказок в советской России. Организовал кружок в Музее детской книги, в котором учил детей изготовлению и печати книг. Создал для дошкольников и их родителей развлекательно-обучающую книгу «Я печатник». Кузнецов работал в техниках литографии, монотипии, стеклографии, ксилографии, разработал свой способ гравировки по картону, оформил более 250 книг. К.В. Кузнецов произвёл переворот не только в книжном оформлении, но и в мультипликации – он был художником-постановщиком мультфильма «Сказка о царе Салтане» 1943 года. Великолепные красочные эскизы Кузнецова, сделанные ещё до войны, стали толчком к пересмотру цветовых художественных концепций советских фильмов, особенно тех, в основе которых лежали русские сказки.
К.В. Кузнецов (1886-1943) Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, 1939; бумага, акварель, пастель
В начале 1830 года Александр Сергеевич Пушкин заинтересовался историей Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва и тщательно изучал архивные материалы и документы. В 1833 году он отправился в поездку по местам восстания, расспрашивал стариков-очевидцев и собирал предания о Пугачёве. Итогом этих исследований стала научная работа "История Пугачёва" и художественный роман «Капитанская дочка». Цензором «Истории Пугачёва» стал сам всероссийский император Николай I, который потребовал переименовать работу в "Историю Пугачёвского бунта". Образ Емельяна Пугачёва не переставал волновать творческое воображение великого русского поэта до последних месяцев его жизни.
А.С. Пушкин «История пугачёвского бунта» (1854) и «Капитанская дочка» (1836) (http://www.pushkinmuseum.ru)
В сентябре 1833 года А.С. Пушкин посетил Васильсурский и Козьмодемьянский уезды (в настоящее время Горномарийский район Республики Марий Эл), где летом и осенью 1774 года под знаменами Е.И. Пугачёва сражались марийские крестьяне. После разгрома повстанцев под Казанью, Пугачёв с остатком верных ему казаков бежал в марийские леса и вышел к Волге в Кокшайске, затем переправился через Волгу и двинулся в южном направлении. Эти события отражены в «Истории Пугачёва»: "Пугачёв бежал по Кокшайской дороге на переменных лошадях, с тремястами яицких и илецких казаков, и, наконец, удалился, в лес… Пугачёв два дня бродил то в одну, то в другую сторону, обманывая тем высланную погоню».
Н.Л. Воронков (1934 г.р.) «Пожары (Пугачёв в стане Зарубина)», 1983;
бумага, цветная автолитография
Н.Л. Воронков (1934 г.р.) «Пугачёв», 1983; бумага, цветная автолитография
Произведения Александра Сергеевича Пушкина объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий и национальностей, они переводятся на десятки языков мира, в том числе и на марийский язык. Первые произведения А.С. Пушкина на марийском языке появились в 1907 году: поэт С.Г. Чавайн перевел на родной язык стихотворение «Зимняя дорога». В дальнейшем он переводил на марийский язык и другие стихи Пушкина и написал инсценировку по повести «Дубровский». Затем эту работу продолжили Н.С. Мухин, В.М. Регеж-Горохов, А.П. Иванова, Иван Горный (Иван Иванович Тарьянов), Вячеслав Григорьев-Тотир (Вячеслав Ефимович Григорьев), А.Т. Тимиркаев. Они внесли большой вклад в марийскую поэзию.
А.С. Пушкин. «Сборник стихотворений». Перевод И.А. Шабдара, О. Ипая, Е. Содорона. 1937 (https://c.twirpx.one)
А.С. Пушкин. «Медный всадник». Перевод С.Г. Чавайна и Е. Содорона. 1937 (https://c.twirpx.one)
Сегодня все виды искусства – изобразительное, музыкальное, театральное - имеют свою Пушкиниану. Каждое новое поколение открывает для себя собственного Пушкина, потому что гениальный поэт и писатель обладает особым даром оставаться современным. В России Пушкинский день (в советское время - Пушкинский праздник поэзии) отмечается во многих городах России. В этот день проходит множество разнообразных мероприятий, посвященных творчеству великого поэта, литературе и русскому языку. Критик и публицист В.Г. Белинский писал об Александре Сергеевиче Пушкине так: "Он дал нам поэзию, как искусство, как художество. И потому он навсегда останется великим, образцовым мастером поэзии, учителем искусства".