Виртуальная выставка "Творцы невидимого фронта"
Виртуальная выставка "Творцы невидимого фронта"
В зале гаснет свет, поднимается занавес, и зрители погружаются в волшебный мир театрального представления. Ежегодно 27 марта отмечается Всемирный день театра, профессиональный праздник сотен тысяч людей, которые посвятили свои жизни служению этому великому и прекрасному искусству. Праздник был учреждён по инициативе Международного института театра при ЮНЕСКО в 1961 году. В России каждый год проводится акция «День театра», в рамках которой вручают крупные театральные премии и показывают премьерные спектакли. А зрители могут не только посмотреть на любимых актёров на сцене, но и лично встретиться с ними и даже заглянуть за кулисы. Традиционно праздник проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».
В коллекции Республиканского музея изобразительных искусств собраны эскизы декораций, костюмов и куклы, которые художники создавали для театров нашей республики, России и ближнего зарубежья.
Театральное представление - результат работы художников-декораторов, осветителей, гримёров, бутафоров, костюмеров. Художник в театре – это прежде всего сценограф, организатор пространства сцены. Он создает внешний облик спектакля, руководит созданием декораций и оформлением сцены. Талантливый художник-сценограф (или художник-постановщик) не только осуществляет замысел режиссёра, он вместе с ним формирует образ спектакля, определенную среду обитания героев, создает общее настроение и атмосферу представления.
И.В. Бушуев (1964 г.р.) Серия «Театральные спектакли». 2015. Картон, масло
Рождение первого театра в марийском крае неразрывно связано с деятельностью многочисленных самодеятельных кружков. В 1919 году на базе одного из них был создан первый советский Передвижной театр народа мари. Днём рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года, когда состоялся показ первой постановки спектакля по пьесе Тыныша Осыпа «Закон шумлык» («Из-за закона»). В 1929 году созданный театр стал профессиональным и получил название Марийского государственного театра. Большим успехом у зрителей пользовались спектакли по пьесам С.Г. Чавайна «Мӱкш отар» («Пасека») и «Илыше вӱд» («Живая вода»), музыкальная комедия С.Н. Николаева «Салика» и другие. В годы войны театр стал передвижным: две бригады актёров выступали в госпиталях и действующей армии со спектаклем по пьесе С.Н. Николаева «Шинелян ÿдыр» («Девушка в шинели»). В 1948 году театру было присвоено имя Майорова-Шкетана (в честь основоположника марийской драматургии, писателя, журналиста, переводчика и общественного деятеля Якова Павловича Майорова). В настоящее время некоторые спектакли в театре идут на марийском языке с синхронным переводом на русский язык.
Заслуженный художник Республики Марий Эл Сергей Иванович Таныгин с 1993 по 1996 годы работал художником в Марийском театре юного зрителя, а с 1996 по 2002 годы и с 2008 года по настоящее время – главным художником в Марийском национальном театре драмы имени М. Шкетана. В качестве художника-постановщика поставил более 80 спектаклей в театрах Республики Марий Эл. Достойной наградой за них стали премии в области театрального искусства: Национальная театральная премия имени Йывана Кырли, Государственная премия Республики Марий Эл в области театрального искусства имени М. Шкетана за спектакль по драме «Ачийжат-авийжат» («Эх, родители!») в Марийском национальном театре драмы имени М. Шкетана, Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» за спектакль «Йÿд орол» («Ночной караул») в Республиканском театре кукол.
С.И. Таныгин о процессе подготовке спектакля говорит так: «Процесс занимает около двух месяцев, но иногда дольше… трудится большая команда: бутафорский цех, сварочный цех, пошивочный цех, монтировщики, звукооператоры, парикмахеры, костюмеры и многие другие. Но зрители видят только артистов и декорации. На самом деле каждая постановка - огромный труд».
С.И. Таныгин (1968 г.р.) Серия эскизов к кинофильму «Фантасмагории в бременском винном погребе» (по В. Гауфу). 1990. Бумага, смешанная техника
В 1968 году в городе Йошкар-Оле на сцене Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана была поставлена первая марийская опера «Акпатыр» композитора Э.Н. Сапаева, и театр стал музыкально-драматическим. В 1972 году Музыкально-драматический театр был разделен на два театра - Марийский драматический театр и Марийский музыкальный театр Марийской АССР. Успехи театра в постановке произведений мировой и национальной классики позволили вновь изменить его статус. Указом президента Республики Марий Эл в 1994 году Музыкальный театр Марийской АССР был преобразован в Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева.
Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева известен и востребован в России и за рубежом. В 2016 году театр оперы и балета получил Премию Правительства России имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства. В 2018 году театру присвоено звание "Академический". В репертуаре коллектива представлены практически все классические балеты, оперы великих русских композиторов, лучшие оперетты, современные хореографические спектакли и мюзиклы, а также концерты, в которых принимают участие орган и марийские гусли. Успех театральных постановок зависит не только от исполнительского мастерства артистов, но и от работы художников.
Театральные костюмы – это неотъемлемая часть сценического образа, которая помогает актеру и зрителю понять образ героя. Заслуженный работник культуры Республики Марий Эл Татьяна Васильевна Изычева приехала в Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева по распределению после окончания Одесского театрального художественно-технического училища. В театре она увлечённо изучала технологии изготовления театральных костюмов и историю марийского национального костюма. Созданные по её эскизам костюмы всегда красочны, элегантны, выполнены в соответствии с задуманной режиссёром общей идеей спектакля. За годы работы ею были созданы эскизы к костюмам для более 120 спектаклей, в том числе и для спектаклей по национальным произведениям. В настоящее время Т.В. Изычева – признанный в республике и за её пределами художник-постановщик по костюмам. Она является обладателем Национальной театральной премии имени Йывана Кырли (1998, 2004, 2012, 2013), премии Марийского отделения Союза театральных деятелей России в номинации «Триумфатор театрального костюма» (2008).
Т.В. Изычева (1967 г.р.) «Атаман Платов». Серия эскизов костюмов к оперетте В. Дмитриева «Левша». 1987. Картон, смешанная техника
Т.В. Изычева (1967 г.р.) «Салика». Серия эскизов костюмов к спектаклю С. Николаева «Салика». 2004. Картон, ткань, гуашь
Декорации - это первое, что видит зритель, когда открывается занавес. И если сразу раздаются аплодисменты, значит, художники постарались на славу. В Марийском государственном театре и Русском театре драмы с 1962 года работала заслуженный деятель искусств Марийской АССР Алла Николаевна Гзыло. Она занималась оформлением таких спектаклей, как «Марш Акпарса», «Мамаша Кураж и её дети», «Салика», «Два сына» и других. Авторский стиль Аллы Николаевны отличался умением точно выбирать выразительные средства, отличным знанием исторического и этнографического материала, убедительным проникновением в дух эпохи. В 1974 году А.Н. Гзыло получила Государственную премию МАССР за спектакль «Царь Фёдор Иоанович».
А.Н. Гзыло (1928–1999) Эскиз декорации к спектаклю «Табачный капитан». 1974. Бумага, смешанная техника
А.Н. Гзыло (1928–1999) Кроки декораций к спектаклю «Мамаша Кураж и её дети». 1975. Бумага, гуашь
А.Н. Гзыло (1928–1999) Эскизы костюмов к спектаклю «Царь Фёдор Иоаннович». 1970-е. Бумага, гуашь
А.Н. Гзыло (1928–1999) Эскизы костюмов к спектаклю «Мамаша Кураж и её дети». 1975. Бумага, гуашь
Русский театр начал свою деятельность в 1919 году - с момента возникновения театральной жизни в Йошкар-Оле. Сначала это была русская труппа при марийском театре, постепенно превратившаяся в самостоятельную единицу. В современное здание на площади Никонова театр переехал в 80-х годах XX века, где находится и поныне. В 1994 году театру было присвоено имя Георгия Викторовича Константинова - выдающегося режиссёра, народного артиста России, который много лет был у руля драмтеатра. В 1996 году театр получил звание «Академический». Сегодня в Академическом русском театре драмы имени Г. Константинова ставят классику и пьесы современных авторов.
Творческая жизнь заслуженного художника Российской Федерации Леона Аршаковича Тирацуяна тесно связана со многими театрами Республики Марий Эл. Художник более 40 лет занимается художественным оформлением театральной сцены: с 1980 года - главный художник Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева; с 2002 по 2008 годы – главный художник Марийского национального театра драмы имени М. Шкетана; в настоящее время – главный художник Академического русского театра драмы имени Г. Константинова. Леон Аршакович многократный лауреат фестиваля «Йошкар-Ола театральная» как лучший художник-оформитель опер «Борис Годунов», «Мадам Баттерфляй», балета «Дон Кихот». В 2004 году эскизы к спектаклю «Борис Годунов» были представлены на Всероссийской выставке театральных художников в Щелыково. В 2011 году художник получил приз за лучшую сценографию спектакля «Точка зрения» на Международном фестивале русских театров «Мост дружбы». Немаловажной составляющей творчества художника является оформление детских спектаклей: «Снежная королева», «Белоснежка и семь гномов», «Конёк-Горбунок». За спектакль «Когда грянет гром» по пьесе Г. Гордеева в Марийском театре юного зрителя и спектакль «Щелкунчик» в Республиканском театре кукол в 2012 году художник получил Национальную театральную премию имени Й. Кырли.
Л.А. Тирацуян (1949 г.р.) Эскиз декорации к опере Н. Арбана «Летняя ночь». 1987. Бумага, смешанная техника
Л.А. Тирацуян (1949 г.р.) Эскиз декорации к опере М. Мусоргского «Борис Годунов». 1998. Бумага, смешанная техника
Увлекательные представления детских театров открывают перед маленькими зрителями волшебный мир, учат, воспитывают, дарят массу положительных эмоций. Каждый спектакль тщательно готовится: подбираются актёры и куклы, разрабатывается сценарий, создаются театральные декорации. Каждый элемент оформления сцены, от занавеса до ширм и заднего фона, должны быть тщательно продуманными, подробными, красочными.
Официальной датой создания Республиканского театра кукол Республики Марий Эл считается май 1942 года, хотя его творческий коллектив начал работать несколько раньше. Первыми зрителями театра были дети, перед которыми разыгрывали небольшие представления для того, чтобы помочь забыть об ужасах военного времени. Даже взрослый человек, попадая в театр чувствует себя как сказке. Именно поэтому сейчас на сцене театра показывают спектакли для детей: «Колобок», «Щелкунчик», «Звездочка», и для взрослых: «Тараканья леди», «Йӱд орол».
Заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Ефимовна Иванова более 30 лет работала в Республиканском театре кукол. Её первыми спектаклями были «Аленький цветочек», «Волк на дереве», «Мой друг солнце», «Легенда о храбром Патыре». Созданные ею спектакли «Два клена», «Озорница-метелица», «Дюймовочка», «Тук-тук, кто там?», «Ай, да Мыцык!», «Винни Пух» и многие другие в течение многих лет пользуются любовью и популярностью среди многих поколений малышей. В 1995 году на фестивале «Йошкар-Ола театральная» оформление спектакля «Два клёна» по пьесе Е. Шварца было удостоено премии «За лучшую сценографию». Людмила Ефимовна - настоящий театральный художник, который обладает тонким вкусом, прекрасно чувствует цвет и владеет сценическим пространством, умеет чутко уловить характер персонажа и точно выразить его в образе куклы.
Л.Е. Иванова (1960 г.р.) Эскизы-панно к спектаклю «Про щучье веление». 1997. Фанера, холст, бархат, смешанная техника
Л.Е. Иванова (1960 г.р.) Куклы к спектаклю «Про щучье веление…». 1997. Папье-маше, ткань, дерево, смешанная техника
Марийский театр юного зрителя был создан в 1991 году. В первые годы творчества Марийский ТЮЗ показывал свои постановки на сцене Академического русского театра драмы имени Георгия Константинова, позднее - на сцене Республиканского театра кукол. Осенью 2014 года театр кукол переехал в новое здание на Патриаршей площади, а Марийский ТЮЗ впервые обрёл собственную сцену. Сейчас на сцене театра можно увидеть русские и марийские драматические постановки. С первых дней своего существования театр активно сотрудничает с современными национальными драматургами, его по праву можно назвать театром современной марийской пьесы. В театре много представлений для школьников и студентов. Всего с момента основания на сцене было поставлено около 80 спектаклей, 35 из которых идут на его подмостках до сих пор. Ежегодно театр принимает участие в российских и международных фестивалях: «Майатул», «Бомба», «Золотой конёк», и становится лауреатом многих из них.
Именно от оформления спектакля зависит степень вовлеченности малышей и подростков в происходящее на сцене. Немаловажная роль в успехе постановок Марийского театра юного зрителя принадлежит художнику-постановщику Нине Евгеньевне Ефарицкой. Она создала эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Господа Головлёвы», «А зори здесь тихие», «Приданое для сына» и многих других. В 2021 году художник создала музыкальную сказку для взрослых и детей по своей пьесе «Звёздный блин». В 1999 году за постановку исторической трилогии Г. Гордеева «Князь Ортомо», «Болтуш», «Не преклонюсь» Нина Евгеньевна получила Государственную премию Республики Марий Эл за большой вклад в развитие национальной культуры.
Н.Е. Ефарицкая (1954 г.р.) Эскизы декораций к спектаклю «А зори здесь тихие». 1989. Бумага, гуашь
Заслуженный художник Российской Федерации Раиса Сергеевна Чебатурина с 1967 по 1969 годы работала в Русском драматическом театре города Йошкар‑Ола, с 1975 по 1980 годы - главным художником Марийского Государственного музыкального драматического театра. С 1981 года - главный художник Драматического театра Северного флота в городе Мурманске. Раиса Чебатурина является автором декораций и костюмов для более 100 театральных постановок по классическим и современным произведениям. Лауреат Государственной премии Марийской АССР и премии имени Олыка Ипая, лауреат премии губернатора Мурманской области за особый вклад в развитие культуры и искусства, лауреат премии главы города Мурманска «За личный вклад в развитие культуры и искусства города Мурманска». В 1981 году Р.С. Чебатурина награждена орденом Дружбы народов, в 2018 году - золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России.
Р.С. Чебатурина (1940 г.р.) Эскиз декораций к балету А. Эшпая «Ангара». 1979. Картон, гуашь, пастель
Р.С. Чебатурина (1940 г.р.) Эскизы костюмов к комедии С. Николаева «Салика». 1976. Бумага, гуашь
В коллекции Республиканского музея изобразительных искусств есть несколько эскизов костюмов спектакля «Курмамбек» по мотивам народного киргизского эпоса «Манас», выполненные на обёрточной бумаге и чудом уцелевшие в тяжёлые военные годы. Их автор - Алексей Александрович Бровцын - после тяжёлого ранения был комиссован и эвакуирован в Среднюю Азию. Работал художником-постановщиком Киргизского драматического театра. Редкие уцелевшие эскизы того времени свидетельствуют о высоком художественном мастерстве и профессионализме художника.
Более 30 лет Алексей Александрович работал художником-постановщиком и оформил спектакли для театров и студий Ленинграда, Кронштадта, Таллина, Благовещенска. С 1960 года жил и работал в городе Йошкар-Оле, где в разные годы поставил такие спектакли, как "Платон Кречет" А. Корнейчука, "Женитьба Белугина" А. Островского, "Фуэнте Овехуна" ("Овечий источник") Лопе де Вега, "Отелло" Уильяма Шекспира, "Возмездие" А. Крупнякова, "Блудный сын" Э. Ранета, "Дуэнья" Ричарда Шеридана, "На дне" Максима Горького и многие другие.
А.А. Бровцын (1908-1981) «Воин». Серия эскизов костюмов к постановке по мотивам эпоса «Манас».1943. Бумага, гуашь
А.А. Бровцын (1908-1981) «Сваха». Серия эскизов костюмов к постановке по мотивам эпоса «Манас». 1943. Бумага, гуашь
Художник в театре – один из главных соавторов режиссёра в процессе создания спектакля, и именно его творчество вызывает в сознании зрителя образы места и времени действия. Трудно перечислить всё то, что должен знать театральный художник: литературу и драматургию, историю архитектуры и материальной культуры, историю костюма, основы кроя, анатомию, перспективу, постановочную технику, свойства материалов, технологию изготовления декораций и всего, что появляется на сцене - от мебели до париков. Кроме того, он обязан разбираться в стилях и моде, в музыке и живописи, уметь разговаривать с совершенно разными людьми и защищать свою идею, выразив её на бумаге карандашами или красками. Учитывая все эти моменты, не каждый художник или дизайнер сможет оформить спектакль. Народный художник Республики Татарстан, главный художник Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала С.Г. Скоморохов сказал о своей профессии так: «Театральные художники - люди, которые в детстве не наигрались…».