Виртуальная выставка "Вдохновлённые красотой…"
Виртуальная выставка "Вдохновлённые красотой…"
"Пылают горы–горны,
и море синеблузится.
Людей
ремонт ускоренный
в огромной
крымской кузнице"
(В.В. Маяковский "Крым")
Во все времена Крымский полуостров притягивал к себе людей целительным климатом и красотой ландшафта, а для представителей творческих профессий был идеальной средой для вдохновения и творчества. Художники и поэты, режиссёры и актёры, музыканты и композиторы ехали в Крым за новыми впечатлениями. В творчестве художников разных направлений и периодов можно встретить этюды, пейзажные зарисовки и картины с изображением разных уголков полуострова. В Крыму побывали в свое время практически все выпускники Императорской Академии художеств и других учебных художественных заведений. Жизнь полуострова развивались под воздействием традиций множества народов, в разное время населявших эту землю, и каждый живописец выражал самобытность этого края по-своему.
Художники наших дней любят Крым не меньше, чем великие классики. В своих произведениях они передают радость жизни и целительную силу солнечных лучей, свежего морского воздуха и сочной зелени. В коллекции Республиканского музея изобразительных искусств собраны живописные и графические произведения, запечатлевшие красоту побережья, рваные цепи гор, раскидистые сосны и стройные кипарисы Крымского полуострова. Прекрасные картины мастеров стали своеобразным связующим звеном, соединяющим зрителя с крымскими пейзажами сквозь время и пространство.
Н.И. Калита (1926-2016) «В Крыму». 1977. Бумага, ксилография
А.С. Алымов (1942-1989) «Крым. Пристань». Бумага, офорт
Полуостров Крым, с давних времен называвшийся Тавридой, по праву считается одной из самых драгоценных частей Российской империи, Советского Союза и современной России. За долгие столетия эта земля повидала таврические и киммерийские племена, греческих мореходов и скифских кочевников, римских завоевателей и армянских торговцев, полчища Золотой Орды и генуэзских дельцов, янычар и визирей Османской империи. Сотни лет вплоть до середины XVIII века на полуострове сменялись и смешивались народы и культуры. Именно сюда, согласно древнегреческим легендам, направлялись аргонавты в поисках Золотого руна, и именно здесь в 988 году произошло Крещение Руси, которое связано с именем Киевского князя Владимира. Крещение Владимира произошло «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне» - на большой торговой площади, где стояли несколько храмов.
А.Р. Саргин (1967 г.р.) «Казанская и Крымская принцесса Нурсултан. По дороге в Крым». 2015. Холст, масло
М.Г. Платунов (1887-1972) «Южный пейзаж. Ай-Петри». 1948. Бумага, карандаш
«Благословенная Таврида» оказала самое благотворное влияние на мастеров живописи и графики и вызвала к жизни немало произведений искусства. Основными темами творчества художников было море, крымские берега, приморские города и поселки, архитектура и парки. Одним из центров притяжения для художников был город Севастополь, название которого с древнегреческого языка переводится как «величественный город, достойный поклонения». Севастополь был создан в 1783 году по приказу российской императрицы Екатерины II в качестве военного фортпоста южных границ страны. Однако история города начинается намного раньше: более 25 веков назад здесь располагался древнейший город-порт Херсонес, который являлся торговым и культурным центром того времени. В средние века Херсонес прекратил своё существование, и лишь в конце XVIII века на его месте был возведён Севастополь, ставший в последствии городом русской славы. В настоящее время в Севастополе находится главная военно-морская база Черноморского флота России.
И.П. Мясников (1938-2014) «Херсонес». Из серии «Севастополь». 1981. Бумага, гуашь, пастель
И.С. Копин (1888-1966) «Севастополь. Северная сторона». 1932. Бумага, цветной карандаш
Заслуженный художник Республики Марий Эл Игорь Петрович Мясников в изобразительное искусство марийского края вошёл как график. Отдельные листы и графические серии свидетельствуют о широком кругозоре художника, ценящего строгую античную старину, романтику деревенского приволья, красоту рабочего-созидателя и тружеников села, классическое совершенство ансамблей Санкт-Петербурга и исторический дух полей русской славы. В марийское искусство и искусство Российской Федерации он входил медленно и скромно, но со временем занял достойное место, обогатив станковую графику собственным поэтическим восприятием мира, душевной трепетностью, цветовым богатством и профессиональной исполнительской культурой.
Поездка в Севастополь вызвала к жизни одноименную серию гуашей. Свежий, чистый, омытый морским ветром, Севастополь привлёк его тишиной и умиротворенностью. Художник неторопливо знакомился с городом, с его музеями, историей, любовался морем, наблюдал за ним в разное время, в штиль и в шторм. Он не расставался с этюдником и постоянно делал рисунки, этюды, наброски. Наблюдения и этюдный материал легли в основу гуашей. Композиции готовились и выверялись в процессе упорной работы, окончательные же варианты исполнены легко и свободно, на одном дыхании.
И.П. Мясников (1938-2013) «Белый пароход». Из серии «Севастополь». 1982. Бумага, гуашь, пастель
И.П. Мясников (1938-2013) «Улица Марата». Из серии «Севастополь». 1981. Бумага, гуашь, пастель
В 1983 году Игорь Мясников вновь совершил поездку в Крым, в город Феодосию. История города Феодосии началась в конце VI века до нашей эры, когда купцы из греческого города Милета основали на берегу удобного залива небольшое торговое поселение, которое назвали «Феодосия» - «Богом данная». На этот раз внимание художника привлекли места, связанные с последними годами жизни знаменитого писателя Александра Грина. В процессе изучения экспозиции в Феодосийском литературно-мемориальном музее А.С. Грина, оформленной в виде корабля, и обращения к текстам его произведений, возникла серия «Гриновские места в Крыму».
И.П. Мясников (1938-2013) «Музей А. Грина в Феодосии». Из серии «Гриновские места в Крыму». 1983. Бумага, гуашь, пастель
И.П. Мясников (1938-2013) «Бегущая по волнам». Из серии «Гриновские места в Крыму». 1983. Бумага, гуашь, пастель
Гурзуф - приморский курорт на южном берегу Крыма, который нередко сравнивают с итальянскими городками. Визитной карточкой посёлка Гурзуф можно назвать Медведь-гору, известный детский центр «Артек» и скалы Адалары, которые, по мнению крымского краеведа В. Фролова, являются прообразами блуждающих скал Сциллы и Харибды, описанных Гомером в «Одиссее». Живописная гурзуфская долина, окружённая амфитеатром гор, с зелёными холмами в лесах и виноградниках, с галечными пляжами и ослепительным солнцем легли в основу множества гурзуфских пейзажей. Здесь творили К.А. Коровин, И.И. Шишкин, И.К. Айвазовский и другие художники. Каждый из живописцев нашёл в этих местах что-то своё, заветное и необычное.
Заслуженный художник Российской Федерации Анатолий Иванович Сафохин был создателем и лидером группы художников-единомышленников «Осенняя творческая группа», искусство которой неразрывно связано с природой и яркими красками Крыма. В горячо любимый Гурзуф Анатолий Сафохин старался ездить ежегодно, работая там в Доме творчества художников имени К.А. Коровина. Приезжая туда он вновь и вновь окунался в атмосферу, созданную великим мастером русского импрессионизма, который говорил о своём творчестве: «Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает изумляться легко меняющейся игре света и тени». Константин Коровин в 1910 году построил в Гурзуфе дачу в 14 комнат и назвал её «Саламбо», в честь своей главной работы года – декорациям к одноимённому балету по роману Г. Флобера. Здесь гостили живописцы И. Репин, В. Суриков, писатели Д. Мамин-Сибиряк, А. Горький, А. Куприн. После эмиграции Коровина и его смерти в Париже, дача «Саламбо» с 1947 года стала официальным Домом творчества Художественного фонда. В настоящее время здесь также работают и отдыхают художники, а на старых улочках Гурзуфа можно встретить людей с мольбертами.
А.И. Сафохин (1928-2001) «Домик в Гурзуфе». 1992. Холст, масло
А.И. Сафохин (1928-2001) «Гурзуф. Осень». 1982. Холст, масло
Заслуженный художник Российской Федерации Юрий Сергеевич Белков никогда не придумывал сюжеты для своих картин, их в большом количестве предоставляла жизнь. Через 2 года после его поступления в Ивановское художественное училище, началась Великая Отечественная война и Юрия Белкова призвали на фронт. Он служил радистом сначала на Северном флоте, затем на Черноморском. Юрий Белков писал Белое и Балтийское моря, с восторгом вспоминал озеро Байкал, которое видел из поезда, но лучше всего запечатлел в этюдах Чёрное море. Во время войны на ночной вахте будущий художник видел море цвета чёрных чернил: «Тогда я понял, почему это море называют Чёрным». В 80-х годах ХХ века Юрий Сергеевич совершил поездки в Новочеркасск, Гурзуф, на творческую дачу «Горячий ключ». Работал художник самозабвенно, писал море, которое всё время меняется в зависимости от неба и солнца, от прибрежных скал, от времени года и суток, в шторм или в штиль.
Ю.С. Белков (1924–2014) «Медведь-гора с восточной стороны». 1986. Картон, масло
Ю.С. Белков (1924–2014) «Крымская весна». 1988. Картон, масло
История курортного посёлка Гурзуф неразрывно связана с жизнью и деятельностью А.С. Пушкина, А.П. Чехова, М.И. Петипа, Ф.И. Шаляпина и других великих представителей российской культуры. История дачи К.А. Коровина, ставшей в последствии Домом творчества художников, началась со встречи живописца с писателем А.П. Чеховым, который предложил ему поселиться в Гурзуфе у самого моря. Художник отказался: не мог спать так близко от шумной стихии, вызывавшей у него сердцебиение. И построил себе мастерскую недалеко от берега, из её окна был виден домик у скалы, где когда-то жил Антон Павлович. «Этот домик я часто воспроизводил в своих картинах… Он давал настроение далёкого края, и море шумело около бедного домика, где жила душа великого писателя, плохо понятого своим временем».
А.П. Чехов, любивший уединение и уставший от своей славы, купил в 1900 году татарский домик в небольшой бухте, позже названной в его честь. Литератору нравилось иметь собственный кусочек моря – рая на земле, о котором знали только самые близкие люди. Здесь писатель работал над пьесами «Вишнёвый сад» и «Три сестры». После его кончины дача принадлежала вдове, а в 1987 году домик вместе с великолепной гаванью превратился в Дом-музей. Бухта Чехова, которая располагается на территории Гурзуфа, по праву считается одним из самых живописных мест Республики Крым и признана объектом культурного наследия.
Ю.С. Белков (1924-2014) «Дом творчества «Гурзуф». 1986. Картон, масло
Ю.С. Белков (1924-2014) «Гурзуф. Бухта Чехова». 1988. Картон, масло
Венгерский и российский художник Шандор-Роберт Зихерман много путешествовал по Прибалтике, Крыму, Уралу, Средней Азии и Калмыкии и создавал множество этюдов, зарисовок, набросков и законченных картин. Вглядываясь в натуру, художник создавал почти достоверные изображения, раскрывающие перед зрителем образ привычного и близкого мира. Ш.-Р. Зихерман в своих работах стремился привести к гармонии, к единой системе изображения предметы и геометрические элементы. Отсюда широкий диапазон творческих интересов художника: живопись, графика, монументально-декоративные росписи и мозаики, станковая и монументальная скульптура, медали, керамика.
Ш.-Р. Зихерман (1935-2021) «Улочка в Гурзуфе». 1987. Бумага, уголь
Ш.-Р. Зихерман (1935-2021) «Дома в Гурзуфе». 2004. ДВП, масло
Петербургский живописец, график, книжный иллюстратор, мастер офорта, литографии, монотипии и акварели Мария Николаевна Бутрова в 60-80 годы ХХ века совершала многочисленные творческие командировки по Северу, Сибири, Дальнему Востоку, Ленинграду, Прибалтике, Крыму. Свои наиболее яркие впечатления от поездок по всей стране она живо и непосредственно воплотила в многочисленных пейзажах. Творчество автора неизменно обращает на себя внимание чуткого зрителя, вводит его в гармоничный мир человека и природы. Понимание красоты и своеобразия южного колорита раскрыты М.Н. Бутровой в крымских пейзажах. Эти работы овеяны романтически приподнятым настроением, некой таинственностью и даже сказочностью. Их сочные краски мерцают и переливаются в лучах палящего солнца. В крымских акварелях и монотипиях наиболее полно раскрылось яркое живописное дарование художника, понимание красоты и своеобразия южного колорита.
М.Н. Бутрова (1905-1989) «Виноградники в Крыму». ХХ век. Бумага, акварель
М.Н. Бутрова (1905-1989) «Гурзуф. Билетная касса». Вторая половина ХХ века. Бумага, монотипия
Художник-иллюстратор Ирина Александровна Шехурдина родилась в крымском городе Симферополь. Переехав в нашу республику, окончила Йошкар-Олинское художественное училище, а затем Московский полиграфический институт. Работала в Марийском книжном издательстве и внесла весомый вклад в развитие книжной графики. Книги Марийского издательства отмечены почётными дипломами всероссийских и международных выставок и ярмарок книги. Немалая заслуга в этом принадлежит И.А. Шехурдиной. В лирических пейзажах Ирины Шехурдиной отражена красота марийской земли и Чёрное море в разных состояниях. На одной из картин художницы изображена бухта Ласпи, которая расположена на Южном берегу Крыма, в 30 километрах от города Севастополь и в 40 километрах от города Ялты. Название бухта происходит от греческого слова «λάσπη» - «грязь», что связано с наличием в прошлом большого количества геотермальных источников, которые создавали минерализованную глину по всему побережью бухты. В Ласпинской бухте снимались фильмы «Пленники моря», «Остров сокровищ», «Человек-амфибия», «Засекреченный город».
И.А. Шехурдина (1955–2006) «Бухта Ласпи». 1988. Холст, масло
«Благословенный край», «райское место», «престол Чёрного моря», «русский Афон», «жемчужина в короне Российской империи», «микрокосмос Евразии», «непотопляемый авианосец», - так называли Крым в разные времена. Природа Крыма общается с человеком цветами и формами, тем самым желая любви, добра и гармонии. Художники, которые видят гармонию природы, отражают её творения в своих произведениях.