Выставка из собрания Русского музея "Приглашение к обеду"
Выставка из собрания Русского музея "Приглашение к обеду"
Содержание
О выставке
Стоимость билетов
Экскурсии
О выставке
Русское гостеприимство издавна является одним из символов отечественной культуры. Разнообразие бытовых и кулинарных традиций не обходили вниманием и русские художники разных эпох, стилей и направлений. Выставка предлагает зрителю окунуться в атмосферу истории Отечества через призму сюжетов, связанных с едой и застольями: от произведений русского искусства XIX века до работ, созданных современными мастерами начала XXI века.
Над проектом "Приглашение к обеду" трудилась целая творческая коллаборация в лице сотрудников Государственного Русского музея, Республиканского музея изобразительных искусств, главного художника Марийского театра юного зрителя, заслуженного деятеля искусств РМЭ Бориса Исаковича Голодницкого, команды художника-кондитера Алдиса Бричевса. Кондитер-виртуоз прославился своими уникальными кулинарными шедеврами. Он воспроизводит блюда, десерты по старинным рецептам XVII-XIX веков, а также создаёт сложные шоколадные композиции: рояль в натуральную величину, сладкие копии зданий замка "Ласточкино гнездо", Венской оперы, Петропавловской крепости!
Особенности географического положения и государственного устройства, история России и социальные реформы, религия и политика – все находило отражение в русском национальном "кулинарном репертуаре". Многочисленные праздники, отмечавшиеся с размахом, сопровождались обильными застольями, а следовавшие за ними строгие посты налагали на верующих целый ряд ограничений. Не столь уж редки были и природные катаклизмы, вызывавшие недород и сопровождавшиеся голодом. Все это изощрило народную изобретательность, породило знаменитое русское хлебосольство и умение, в случае чего, "не ударить в грязь лицом" и сварить "кашу из топора".
Потребность ходить в гости и принимать гостей была одной из форм реализации народной любви к ближнему, так как давала возможность оказать ему внимание в виде щедрого стола. За последним нередко решались застарелые споры, заключались договоры или сговаривались свадьбы. Следуя старой традиции, угощали на Руси "чем Бог послал". Эти особенности крестьянских застольных традиций представлены в работах А. Попова "Демьянова уха" (1856), А. Рябушкина "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891).
Отечественные художники не обходили вниманием и боярские пиры допетровской эпохи, создавая эффектные исторические полотна. Так "поцелуйный обряд" показывает В. Шварц в своей небольшой картине "Угощение боярина (Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова)" (1865). Не пренебрегая историческими подробностями в воспроизведении костюмов и бытовых предметов, художник делает акцент на психологическом состоянии своих персонажей.
Особой широтой и хлебосольством отличалось русское купечество, любившее и хорошо поесть, и славно погулять. Писатели и художники XIX столетия, живописавшие его жизнь, почти всегда подчеркивали некоторую простоту чувств и вкуса в среде русского "третьего сословия", еще не обретшего европейский лоск. Выбирая в качестве одного из символов купеческого быта традицию чаепития, которая отражалась в разных жанрах изобразительного искусства, художники создавали обобщенный образ купеческой культуры и русской провинции.
Октябрьская революция также нашла отражение в искусстве через кулинарную тему. До начала 1930-х годов в советской живописи преобладали немногословные, исполненные суровой сдержанности сцены скромных будничных трапез, проникнутых символической значимостью. Художники охотно изображали плоды крестьянского труда, воспевали простую и здоровую пищу. Ими эстетизировались не экзотические фрукты, а простой картофель, хлеб, крынки с молоком и прочая нехитрая снедь, составлявшая повседневное меню рядового советского гражданина. Но со временем этот гастрономический минимализм революционных лет, особенно характерный для мастеров авангарда, сменился пышностью «колхозных праздников», в которых зажиточность виделась в изобилии самых простых продуктов.
Какое бы время и сословие ни становилось центром внимания русских художников, особое место в отражении образа трапезы в русском искусстве всегда занимал и занимает жанр натюрморта. Он позволял демонстрировать мастерство академических живописцев первой половины XIX века – И. Михайлов "Овощи и фрукты" (I пол. XIX в.), И. Хруцкий "Натюрморт со свечой" (1839). Натюрморт показывал интерес русского авангарда к предмету как таковому и позволял создавать эмоциональные по-сезановски работы Илье Машкову, а также отражать эпоху художникам ХХ века – Юрию Пименову, Зинаиде Серебряковой и другим.
Темы и сюжеты, связанные с едой и гостеприимством, и сегодня продолжают "возбуждать творческий аппетит" художников, которые работают в разных жанрах и материалах, они нередко пронизаны реминисценциями к советской жизни, классическому русскому авангарду и другим историческим эпохам прошлого России.
Обширная коллекция Русского музея представлена 44 произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. По традиции выставочное пространство дополняется экспонатами из фондов Республиканского музея изобразительных искусств и инсталляциями, иллюстрирующими традиции гостеприимства различных сословий в истории России.
Стоимость билетов
Стоимость посещения без экскурсии
Взрослые, учащиеся с 14 лет, студенты ВУЗов, ССУЗов - 450 руб./чел.
Дети до 14 лет, пенсионеры - 250 руб./чел.
Стоимость билета с экскурсионным обслуживанием для групп от 10 человек
Взрослые, учащиеся с 14 лет, студенты ВУЗов, ССУЗов - 550 руб./чел.
Дети до 14 лет, пенсионеры - 350 руб./чел.
Стоимость билета с экскурсионным обслуживанием для групп менее 10 человек
Экскурсионное обслуживание для групп менее 10 человек - 1000 руб.
Входной билет для каждого посетителя в зависимости от категории оплачивается дополнительно.
Стоимость посещения утверждена согласно приказу.
Лица, имеющие право на бесплатное посещение выставки (без экскурсии), перечислены в приказе.
Сопровождающие организованных групп (в количестве не более двух человек) — бесплатно.
Выставка доступна по Пушкинской карте.
Для вашего удобства рекомендуем приобретать билеты по Пушкинской карте заранее.
Экскурсии
В ходе экскурсии побываем на приёме у Её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, присядем к купеческому столу и прогуляемся вдоль витрин Елисеевского магазина!
График экскурсий:
- Вторник в 18:00,
- Суббота в 16:00
Дополнительные экскурсии в честь Дня народного единства:
- с 1-3 ноября в 16:00,
- 4 ноября - в 18:00!
Открытие выставочного проекта "Приглашение к обеду"
Место проведения: Национальная художественная галерея
г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, 24
Тел.: (8362) 41-07-01
Афиша галереи
График работы
Как добраться









